Вы, студенты, аспиранты и выпускники Российского нового университета,
cо временем сформируете костяк гражданского общества,
которое сможет вывести страну на более высокий уровень развития.
С. П. Капица, научный руководитель РосНОУ (1999-2012)

Выпуск 10, 2006 год

ПСИХОЛОГИЯ

В. П. Каширин. Проблема адаптации в психологии. С. 410.

В статье раскрывается состояние проблемы адаптации в психологии, понимание адаптации как психического феномена; виды, сферы, уровни адаптации человека как перманентного процесса. Рассматриваются такие феномены как дезадаптация, переадаптация, реадаптация личности.

Ключевые слова: адаптация, феномен, дезадаптированность, переадаптация.

Библиографический список

1. Голизек, Э. Преодоление стресса за 60 секунд [Текст] / Э. Голизек. М., 1995.

2. Гостюшин, А. Энциклопедия экстремальных ситуаций [Текст] / А. Гостюшин. М., 1995.

3. Литвак, М. Е. Как узнать и изменить свою судьбу [Текст] / М. Е. Литвак. Ростов-на-Дону, 1997.

4. Налчаджян, А. О. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия) [Текст] / А. О. Налчаджян. Ереван, 1988.

5. Петровский, В. А. Личность в психологии [Текст] / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону, 1996.

6. Романова, Е. С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика [Текст] / Е. С. Романова. Мытищи, 1996.

7. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М., 2001.

8. Фромм, Э. Человек для себя [Текст] / Э. Фромм.Минск, 1992. С. 253.

А. Г. Дровникова. Психолого – педагогические проблемы профессиональной адаптации начинающего учителя. С. 1117.

Профессиональная адаптация будущего учителя начинается в условиях вуза и продолжается в ходе активной педагогической деятельности в образовательном учреждении с использованием различных методик и технологий.

Ключевые слова: адаптация, игра, упражнение, фокусировка, дыхание, эмоция, формула.

Библиографический список

1. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) [Текст] // Народное образование. 2000. № 2.С. 9–26.

2. Назарова, О. В. Профессиональная адаптация начинающих учителей в условиях модернизации образования [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / О. В. Назарова. Ставрополь, 2003. – 32 с.

3. Редлих, С. М. Адаптация начинающих педагогов [Текст] / С. М. Редлих // Профессиональные проблемы образования: концепции, подходы : сборник научных трудов ИОСОРАО. Москва – Новокузнецк, 1998.

4. Самоукина, Н. В. Игры, в которые играют… [Текст] / Н. В. Самоукина. – Дубна : Феник+, 2002. – 128 с.

5. Сластенин, В. А. Педагогика и психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

6. Социальная психология 21 в. [Текст] : сборник статей международного конгресса. – Ярославль, 2002. – С. 45–47.

7. Профессиональное образование и формирование личности специалиста [Текст] / сост. А. Ф. Щепотин. – М., 2002.

8. URL: http://www.psychosfera.ru

О. В. Сасс. Социально – психологическая помощь младшим подросткам в период адаптации к средней школе (на материалах исследования воспитанников 5-х классов кадетской школы № 1700 Московского объединенного морского корпуса). С. 1724.

В статье представлено современное понимание проблемы психологической адаптации, обоснована необходимость и возможность оказания социально – психологической помощи младшим подросткам в период их адаптации к средней школе.

Ключевые слова: психологическая адаптация, подростки, школа, помощь, кадетский корпус.

Библиографический список

1. Бернлер, Г. Теория социально – психологической работы [Текст] / Г. Бернлер, Л. Юнссон. – М., 1992.

2. Битянова, М. Р. Организация психологической службы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1997.

3. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. – 1979. – №. 4.

4. Налчаджян, А. О. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия) [Текст] / А. О. Налчаджян ; отв. ред. Э. А. Александрян. Ереван, 1988.

5. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы [Текст] / А. А. Осипова. М., 2000.

6. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [Текст] / Н. Г. Осухова. М., 2005.

7. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М., 2001.

8. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения [Текст] / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. СПб., 2002.

9. Цукерман, Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема [Текст] / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 2001. – № 5.

В. П. Каширин. Психология успеха. С. 2432.

В статье рассматривается понимание и психологические слагаемые успеха, условия его достижения.

Ключевые слова: психология, успех, удача, самооценка, потребности, личность, саморегуляция, мотивация.

Библиографический список

1. Браун, Л. Имидж – путь к успеху [Текст] / Л. Браун. – СПб., 1996.

2. Брэгг Поль. Здоровье и долголетие [Текст] / Поль Брэгг. – М., 1996.

3. Голизек Эндрю. Преодоление стресса за 60 секунд [Текст] / Эндрю Голизек. – М., 1995.

4. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции [Текст] / Е. Л. Доценко. – М., 1996.

5. Законы успеха [Текст]. – М., 1999.

6. Каленч Джон. 17 секретов мастера [Текст] / Джон Каленч.

7. Кашапов Раиль. Типология личности, или какие мы разные [Текст] / Раиль Кашапов. М., 2004.

8. Кехо Джон. Деньги, успех и Вы [Текст] / Джон Кехо. – М., 2001.

9. Ксенчук, Е. В. Технология успеха [Текст] / Е. В. Ксенчук, М. К. Киянова. М., 1993.

10. Крофорд Вернон. Три кита успеха [Текст] / Вернон Крофорд. СПб., 1997.

11. Леви, В. Искусство быть собой [Текст] / В. Леви. М., 1977.

12. Литвак, М. Е. Психологический вампиризм [Текст] / М. Е. Литвак. Ростов-на-Дону, 1997.

13. Панкратов, В. Н. Психология успешного взаимодействия [Текст] / В. Н. Панкратов. М., 1999.

14. Паркинсон, Дж. Люди сделают так, как захотите вы [Текст] / Дж. Паркинсон. М., 1993.

15. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М., 2001.

16. Таусенд Роберт. Секреты управления [Текст] / Роберт Таунсенд. М., 1991.

17. Черепанова, Е. Психологический стресс [Текст] / Е. Черепанова. М., 1997.

18. Шепель, В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера [Текст] / В. М. Шепель.М., 1992.

19. Шепель, В. М. Управленческая антропология [Текст] / В. М. Шепель.М., 2000.

20. Хилл Наполеон. Думай и богатей – 4 [Текст] / Хилл Наполеон // Шестнадцать законов успеха. М., 2000.

Ю. В. Прошунина. Психологические особенности профессионального общения. С. 3340.

В статье раскрываются психологические особенности профессионального общения, условия повышения его успешности.

Ключевые слова: общение, вербальный, невербальный, подражание, знаковая информационная система

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Черепанова. М., 2004.

2. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. М., 2002.

3. Генри Б. Лин. Чтение по лицам [Текст] / Генри Б. Лин. М., 2001.

4. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции [Текст] / Е. Л. Доценко. М., 1996.

5. Литвак, М. Е. Психологический вампиризм [Текст] / М. Е. Литвак. Ростов-на-Дону, 1997.

6. Панасюк, А. Управленческое общение [Текст] / А. Панасюк. Киев, 1991.

7. Парыгин, Б. Д. Социальная психология [Текст] / Б. Д. Парыгин. СПб., 1999.

8. Пронников, В. А. Язык мимики и жестов [Текст] / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. М., 1998.

9. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М., 2001.

В. П. Каширин, Н. В. Маршалкина. Психологические особенности девиантного поведения студентов. С. 4043.

В статье рассматривается понимание девиаций в поведении, обращается внимание на возможность конструктивных и деструктивных девиаций, представлен исследовательский материал, раскрывающий психологические особенности девиантного поведения студентов.

Ключевые слова: девиации, поведение, студент, исследование.

Н. Н. Азарнов, А. Н. Азарнова. Социально-психологические явления, обусловленные взаимодействием личностей в производственной деятельности. С. 4460.

В работе приведены результаты исследований, проведенных в трех цехах оконных конструкций С. К. «Виктори», «Московские окна», «Добрые окна» в течение 2002-2006 гг. Показано, что взаимодействие рабочих и руководителей в производственной деятельности обусловливает возникновение и развитие ряда социально-психологических явлений, оказывающих существенное влияние на ее эффективность.

Ключевые слова: исследование, рабочий, руководитель, совместимость, взаимодействие, взаимопонимание.

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2004. 365 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М. : Аспект Пресс, 2000. 376 с.

3. Андреенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учебник для высших педагог. учебных заведений / Е. В. Андреенко ; под ред. В. А. Сластенина. М. : Изд. Центр «Академия», 2000. 264 с.

4. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М. : ЮНИТИ, 2001. 551 с.

5. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. М. : Смысл, 2001. 416 с.

6. Азарнов, Н. Н. Социальная психология военного управления [Текст] / Н. Н. Азарнов. М. : ВВИА, 2000. 199 с.

7. Азарнов, Н. Н. К проблеме взаимодействия в социальной психологии [Текст] / Н. Н. Азарнов // Вестник Гуманитарного университета. Серия «Психология». Екатеринбург : Изд-во Гуманитарного университета, 2002. С. 147–150.

8. Бандурка, А. М. Психология управления [Текст] / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. – Харьков : ООО «Фортуна – Пресс», 1998. – 464 с.

9. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. – М. : МГУ, 1982. – 281 с.

10. Давыдов, Г. А. Социальная и военная психология [Текст] / Г. А. Давыдов. – М. : ВПА, 1988. – 68 с.

11. Давыдов, Г. А. Методологические проблемы психологии [Текст] / Г. А. Давыдов. – Голицыно : Голицынский военный институт ФПС РФ, 2003. – 108 с.

12. Давыдов, Г. А. О развитии взаимопонимания преподавателей и курсантов [Текст] / Г. А. Давыдов // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А. В. Барабанщикова. – М. : ВПА, 1980. – С. 170–184.

13. Донцов, А. И. Психология коллектива [Текст] / А. И. Донцов. М. : МГУ, 1984. 206 с.

14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. М. : Логос, 2001. 384 с.

15. Крысько, В. Г. Социальная психология [Текст] : учебник / В. Г. Крысько. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 448 с.

16. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. М. : МГУ, 1981. 584 с.

17. Парыгин, Б. П. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б. П. Парыгин. СПб. : ИГУП, 1999. – 592 с.

18. Платонов, Ю. К. Психология коллективной деятельности: теоретико-методологический аспект [Текст] / Ю. К. Платонов. Л. : ЛГУ, 1990. 184 с.

19. Рогов, Е. И. Психология общения [Текст] / Е. И. Рогов. М. : Владос, 2001. 366 с.

20. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Слатенин, В. П. Каширин. М. : Изд. центр «Академия», 2003. 480 с.

21. Социальная психология в трудах отечественных психологов [Текст]. СПб. : Питер, 2000. 321 с.

22. Филиппов, А. В. Производственная социология, психология и педагогика [Текст] / А. В. Филиппов, В. К. Липинский, В. Н. Князев. М. : Высшая школа, 1989. 255 с.

23. Философский энциклопедический словарь [Текст]. М. : Энциклопедия, 1983. 780 с.

Григорович, И. Е. Рефлексия как ведущий компонент творческого мышления. С. 6165.

В статье автор показывает, что рефлексия обеспечивает не только смысловую организацию мышления, но и саморазвитие личности в конкретных условиях микроразвития мышления в процессе разрешения проблемно-конфликтной ситуации поиска ответа на вопрос задачи.

Ключевые слова: рефлексия, саморазвитие, личность, мышление.

Библиографический список

1. Гегель, Г. В. Сочинения [Текст]. Т. 5 / Г. В. Гегель. М., 1937.

2. Ждан, А. Н. История психологии от античности до наших дней [Текст] / А. Н. Ждан. М., 1990.

3. Лекторский, В. А. Субъект, объект, познание [Текст] / В. А. Лекторский. М., 1980.

4. Локк, Дж. Избранные философские произведения [Текст]. В 2 т. Т. 1 / Дж. Локк. М., 1960.

5. Огурцов, А. П. Альтернативные модели анализа: рефлексия и понимание [Текст] / А. П. Огурцов // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.

6. Семенов, И. Н. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества [Текст] / И. Н. Семенов // Вопросы психологии. 1983. № 5.

7. Семенов, И. Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления [Текст] : дис. … докт. психол. Наук / И. Н. Семенов. М., 1992.

8. Фрагменты ранних греческих философов [Текст]. Ч. I. М., 1989.

9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. М., 1999.

10. Гальперин, П. Я. Воспитание системного мышления в процессе решения малых творческих задач [Текст] / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1981. № 1.

11. Эльконин, Б. Д. О способе опосредованного решения задач на воображение [Текст] / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1981. – № 1.

Т. Н. Алешина. Психологические особенности развития творческого мышления подростков с математическими и гуманитарными способностями (на материале преподавания математики). С. 6680.

У подростков наблюдаются индивидуально-типологические различия в течение психических процессов: могут преобладать детализирующий или угадывающий способы зрительного восприятия, которые в настоящее время принято называть лево- и правополушарными (соответственно); словесно-логические или образные виды мышления в зависимости от функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Существует взаимосвязь различных способов перцептивной деятельности с различными типами мыслительной деятельности.

Ключевые слова: подростки, зрительное восприятие, образное мышление, левое полушарие мозга, правовое полушарие.

О. Ю. Иванова. Психологические причины неуспеваемости школьников. С. 8185.

Проблеме неуспеваемости посвящено много исследований педагогов и психологов. Но проблема не теряет своей остроты. Трудно найти школу, где не было бы неуспевающих, где учителям не приходилось бы биться над разрешением этой проблемы. Существует множество рекомендаций на эту тему. В иных школах разработаны целые системы мероприятий по борьбе с неуспеваемостью. Однако ликвидировать ее не удается. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о невозможности в преодолении неуспеваемости добиться успеха с помощью какой-то одной меры или ограниченного круга способов, и тем более нельзя рассчитывать на успех только за счет дополнительных занятий по ликвидации пробелов. В каждом конкретном случае следует не бороться с неуспевающими, а выявлять причины неуспеваемости и помогать ученику совместными с учителем усилиями выбраться из неприятного и опасного для него состояния.

Ключевые слова: неуспеваемость, причины, неуспевающий школьник.

Библиографический список

1. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения преодоления неуспеваемости и второгодничества [Текст] / А. А. Бударный. – 1995.

2. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А. М. Гельмонт. – 2001.

3. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В. С. Цетлин. – М., 1977.

4. Перре-Клермон, А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей [Текст] / А. Н. Перре-Клермон. – М., 1991.

5. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования [Текст] / под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. – М., 1998.

6. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. Н. В. Дубровиной. – М., 2001.

7. Бабанский, Ю. К. О методологии оптимизации процесса обучения с целью преодоления неуспеваемости школьников [Текст] / Ю. К. Бабанский. – Обнинск, 1997.

Ю. А. Смирнова. Психологические особенности гендерных межличностных конфликтных отношений. С. 8590.

В статье на фоне общей характеристики межличностных конфликтов рассматриваются психологические особенности гендерных межличностных конфликтных отношений.

Ключевые слова: межличностный, конфликт, гендерные отношения.

Библиографический список

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология, личностные характеристики. Гендерные отношения [Текст] / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер, 2005.

2. Бородкин, Ф. М. Внимание: конфликт [Текст] / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. – Новосибирск, 1989.

3. Гнездилов, Г. В. Психоаналитические особенности гендерной психологии управления [Текст] / Г. В. Гнездилов, А. А. Чертополох, Ю. А. Смирнова // Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире: психоаналитические концепции : материалы Всероссийской психоаналитической конференции. – М. : Русское психоаналитическое общество. – 2005.

4. Гришина, Н. В. Давайте договоримся [Текст] / Н. В. Гришина. – СПб., 1992.

5. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты [Текст] / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М., 1992.

6. Основы социально-психологической теории [Текст] / под общей ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. – М. : Международная педагогическая академия, 1995.

7. Скотт, Д. Ж. Конфликты. Пути их разрешения [Текст] / Д. Ж. Скотт. – Киев, 1991.

8. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М. : Изд. центр «Академия», 2003.

9. Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / под ред. проф. В. А. Лабунской. – М. : Гардарика, 1998.

П. В. Смирнов. Психограмма дирижера. С. 9194.

В статье рассматриваются психологические особенности профессии дирижера и профессионально важные качества, которыми должен обладать дирижер для эффективной реализации своей деятельности.

Ключевые слова: дирижер, профессия.

Библиографический список

1. Гинзбург, Л. М. Избранное: Дирижеры и оркестры. Вопросы теории и практики дирижирования [Текст] / Л. М. Гинзбург. – М. : Советский композитор, 1981.

2. Гинзбург, Л. М. На пути к теории [Текст] / Л. М. Гинзбург // Дирижерское исполнительство. – М., 1976.

3. Ержемский, Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования [Текст] / Г. Л. Ержемский. – СПб. : 1993.

4. Ержемский, Г. Л. К вопросу о психологической теории дирижирования [Текст] / Г. Л. Ержемский // Научные основы прикладной психологии. – М., 1989.

5. Ержемский, Г. Л. Психология дирижирования [Текст] / Г. Л. Ержемский. – М., 1989.

6. Мюнш Ш. Я. – дирижер [Текст]. – М., 1982.

7. Чистяков, В. В. Психология дирижерского образования и исполнительства [Текст] / В. В. Чистяков. – М. : Изд-во Межд. педагог. академии, 2002.

М. А. Рыжкова. Психологические особенности успешного стиля деятельности менеджера по продажам продукции производственно-торгового предприятия. С. 9599.

В статье рассматриваются подходы к пониманию успешного стиля деятельности; представлены данные, раскрывающие особенности такого стиля у менеджеров по продаже продукции производственно-торгового предприятия.

Ключевые слова: стиль, деятельность, менеджер, успех, предприятие, продукция.

Библиографический список

1. Ильин, Е. П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения [Текст] / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. – 1983. – №. 5. – С. 95–98.

2. Ильин, Е. П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты [Текст] / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 85–92.

3. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности [Текст] / Е. А. Климов // Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю. П. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 1982. – С. 74–77.

4. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст] / Е. А. Климов. – Казань, 1969.

5. Климов, Е. А. Психология индивидуальных различий. Тексты [Текст] / Е. А. Климов ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 1982. – С. 74–77.

6. Краткий психологический словарь [Текст] // Сайт Михаила Шпилевского, 2002–2004.

7. Кубышкина, М. Л. Психологические особенности мотивации социального успеха [Текст] : канд. дис. / М. Л. Кубышкина. – СПб., 1997. – С. 42–43.

8. Левитов, Н. Д. Проблемы компенсации в психологии [Текст] / Н. Д. Левитов // Способности и интересы / под ред. Н. Д. Левитова. – М., 1962. – С. 197–230.

9. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. – М., 1986.

10. Суворова, Г. А. Психология деятельности [Текст] / Г. А. Суворова. – М., 2003.

11. Толочек, В. А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия объектов [Текст] : докт. дис. / В. А. Толочек. – М., 1998.

12. Толочек, В. А. Исследования индивидуального стиля деятельности [Текст] / В. А. Толочек // Вопросы психологии. – 1991. – № 3. – С. 62.

13. Успех. Главные методы достижения [Текст] / под ред. М. В. Корнилова. – СПб., 2004.

14. Штиммер, Э. В. Роль обучения и умственного развития в формировании типологически обусловленного индивидуального стиля у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. канд. дис. – Л., 1975. – С. 24.

Н. А. Лаврова. Принятие решений в условиях дефицита времени. С. 99102.

Проблема принятия решений – одна из классических философских проблем, нередко формулируемая как проблема свободы воли. Процессы принятия решения сопровождают любого человека всю жизнь. В результате проведенного исследования показано, что существует определенная взаимосвязь между типом темперамента участника взаимодействия и процессом принятия решения в условиях дефицита времени. Если среди участников переговорного процесса был лидер, то в большинстве ситуаций обсуждение заканчивалось принятием решения. И, соответственно, если лидера не было, то и решение не принималось. В зависимости от того, какой тип темперамента был у лидера группы, тот же «оттенок» темперамента приобретали все участники переговорного процесса.

Ключевые слова: решение, свобода воли, переговоры, лидер, темперамент, участники.

Библиографический список

1. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение [Текст] : монография / А. А. Вербицкий. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. С. 43–44.

2. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : информ. – метод пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.

3. Ковалев, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Ковалев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1970. – 391 с.

4. Обозов, Н. Н. Типы личности, темперамент и характер [Текст] : метод. Пособие / Н. Н. Обозов. – СПб. : МАПН, 1995. – 37 с.

5. Проблемы принятия решений [Текст]. – М. : Наука, 1976. – 319 с.

6. Психология человека [Текст] : учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // И. А. Домашенко, Т. А. Ратанова. – М. : МГОПУ, АНОО НОУ, 1999. – 272 с.

К. Ю. Новиков. Дискурсивный подход к психологии детского радиовещания. С. 103108.

Особое место занимает анализ возрастной типологии и в связи с этим проблем восприятия особой по содержанию и форме вербальной информации. На современном этапе остро стоит психолого-культурологическая проблема. Отмечена тенденция к ограниченности форм и видов дискурса, психологическая неподготовленность авторов и журналистов, выступающих в роли коммуникаторов.

Ключевые слова: радиокоммуникация, дискурс, телевидение, вербальный.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. – М. : Воронеж, 1996. – 120 с.

2. Бодалев, А. А. Быть знатоком людей непросто [Текст] / А. А. Бодалев // Социальная психология личности. – Л. : Знание, 1974. – 150 с.

3. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 1983. – 272 с.

4. Блонский, П. П. Избранные психологические произведения [Текст] / П. П. Блонский. – М., 1964. – 350 с.

5. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник для студ. пед. институтов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон [и др.] ; под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1979. – 288 с.

6. David Giles. Media Psychology [Текст] – Coventry University (Yale University). – Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 2003. – Mahwah, New Jersey, London.

7. Засурский, Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004 [Текст] / Я. Н. Засурский. – М. : Изд-во МГУ, 2004. – 464 с.

8. Кашинская, Л. В. Метод наблюдения в журналистике [Текст] / Л. В. Кашинская. – М. : МГУ, 1987. – 57 с.

9. Леонтьев, А. А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации [Текст] / А. А. Леонтьев // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М. : Наука, 1974. – С. 28–52.

10. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев. – Москва-Нальчик, 1996.

11. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст]. В 2 т. Т. 1 / А. А. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1983. – 392 с.

12. Лурия, А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов [Текст] / А. Р. Лурия. – М., 1974. – 323 с.

13. Петренко, В. Ф. Телевидение и психология [Текст] / В. Ф. Петренко // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 6. – М. : Искусство, 1986. – С. 46–67.

14. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В. А. Петровский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 512 с.

15. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики [Текст] : учебное пособие / В. Ф. Петренко. – М. : МГУ, 1997. – 400 с.

16. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова. – М. : Педагогика, 1983. – 448 с.

17. Седов, К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции [Текст] / К. Ф. Седов. – М. : Лабиринт, 2004. – 320 с.

18. Станкин, М. И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики [Текст] / М. И. Станкин. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.

19. Федякин, И. А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе [Текст] / И. А. Федякин. – М. : Наука, 1988. – 216 с.

20. Wiio, O. A. Information and communication: a conceptual analysis. – Helsinki, 1981.

21. Манаенко, Г. Н. Специфика дискурса масс-медиа в современном информационном пространстве [Текст] / Г. Н. Манаенко // Вестник Московского ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2005. – № 1.

Л. В. Лифенко, Н. В. Мелькумянц. Понятность как один из важнейших аспектов культуры речи. С. 109111.

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современности – проблеме воспитания и образования человека нового поколения.

В статье предлагается в помощь молодому человеку как хранителю литературного языка (а это является делом национальной важности) некоторый перечень слов иностранного происхождения и русские эквиваленты. Причем отмечаются причины, способствующие не только вхождению иностранных слов в русский язык, но и их последующему укоренению в нем.

Ключевые слова: понятность, речевая культура, русский язык.

Н. В. Савельева. Терапевтическая позиция специалиста в нарративном подходе. С. 112116.

Автор анализирует нарративную практику в психотерапии и консультировании. Рассматривается терапевтическая позиция в нарративном подходе. Планирование терапии – совместная работа терапевта и клиентов. Клиенты в нарративной практике сами оценивают эффективность процесса. Иерархия ролей терапевта (как дающего) и клиента (как ищущего помощи) в нарративном процессе минимизирована.

Ключевые слова: терапевт, клиент, нарративная психотерапия, подход, консультирование.

Библиографический список

1. Ахола, Т. Терапевтическое консультирование: беседа, направленная на решение [Текст] / Т. Ахола, Б. Фурман. СПб. : Речь, 2001.

2. Бергер, П. Социальное конструирование реальности [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. М. : Медиум, 1995.

3. Будинайте, Г. Л. Классическая системная семейная терапия и постклассические направления: свобода выбора [Текст] / Г. Л. Будинайте // Московский психотерапевтический журнал.2001. № 3.

4. Вацлавик, П. Конструктивизм и психотерапия [Текст] / П. Вацлавик // Вопросы психологии. 2001. – № 5.

5. Вацлавик, П. Прагматика человеческих коммуникаций [Текст] / П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон. М. : Эксмо-пресс, 2000.

6. Жорняк, Е. С. Нарративная психотерапия: от дебатов к диалогу [Текст] / Е. С. Жорняк // МПЖ. 2001. – №. 3.

7. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм [Текст] / И. П. Ильин. М., 1996.

8. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа [Текст] / И. П. Ильин. М., 1998.

9. Постнеклассическая психология: социальный конструкционизм и нарративный подход [Текст]. 2004. № 1.

10. Фридман, Джил. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия [Текст] / Джил Фридман, Джин Комбс. М. : Класс, 2001.

11. Combs, Gene. Narrative therapy with couples and a whole lot more! A collection of papers, essays and exercises [Текст] / G. Combs, J. Freedman. South Australia, Adelaide, Dulwich centre publication.

12. Morgan Alice. What is narrative therapy? An easy-to-read introduction [Текст] / Alice Morgan. South Australia, Adelaide : Dulwich centre publication. 2000.

13. White, M. Narrative means to therapeutic ends [Текст] / M. White, D. Epston. New York : Norton. 1990.

14. White, M. Reflections on narrative practice: essays and interviews [Текст] / M. White. South Australia, Adelaide : Dulwich centre publication.

15. White, M. The process of questioning: A therapy of literary merit [Текст] : In The Selected Papers of Michael White / M. White. South Australia, Adelaide : Dulwich centre publication. 1989.

16. White, M. Re-Authoring Lives: Interviews and Essays [Текст] / M. White. South Australia, Adelaide : Dulwich centre publication. 1995.

В. Н. Игнаткин. Психофизиологическая экспертиза в процессуальных действиях. С. 117121.

Автор предоставляет одну из проведенных в недавнем прошлом психофизиологических экспертиз. Приведены вопросы, тесты, выводы.

Ключевые слова: исследование, психофизиология, тест, выводы.

Библиографический список

1. Носс, И. Н. Профессиональная психология: психологический отбор персонала [Текст] / И. Н. Носс. М. : Лит, 2005. С. 152–158.

2. Медицинская и судебная психология [Текст] / под ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. М., 2004. С. 7, 599604.

3. Комиссарова, Я. В. Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений [Текст] / Я. В. Комиссарова, В. В. Семенов. М. : Юрлитинформ, 2004. С. 104.

Е. А. Петрова. Новый взгляд на профессиональную ориентацию школьников. С. 122126.

Приведена методика, показывающая необходимость учета особенностей работы полушарий головного мозга при выборе школьниками будущей профессии.

Ключевые слова: школьники, профессия, выбор, мозг, левое полушарие, правое полушарие.

Л. Д. Тулаева. Игры законодательного разума. С. 127131.

Рассмотрены законы и правовые акты, связанные с психиатрической помощью и гарантиями прав граждан при ее оказании. Показана архиважность проблемы формирования современной отечественной системы правового регулирования медицинской деятельности. Предложено принять качественно новый комплексный правовой акт в сфере национального здравоохранения – Основы медицинского законодательства РФ.

Ключевые слова: законы, правовые акты, психиатрическая помощь, медицинская деятельность, здравоохранение.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании [Текст] : федер. закон : [от 02.07.1992 № 3185-1]. М. : Ось-89, 2005.

2. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс РФ [Текст] : федер. закон : [по сост. на 20 сент. 2004]. М. : Юрайт, 2004.

3. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс РФ [Текст] : федер. закон. М. : ИНФРА-М, 2002.

4. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс РФ [Текст] : федер. закон. М. : Юристъ, 2003.

5. Георгадзе, З. О. Судебная психиатрия [Текст] / З. О. Георгадзе, Э. Б. Царгасова. М. : ЮНИТИ, 2002.

6. Волков, В. Н. Судебная психиатрия [Текст] : курс лекций / В. Н. Волков. М. : Юристъ, 1998.

7. Каннабих, Ю. История психиатрии [Текст] : репринт / Ю. Каннабих. М. : Центр МГП ВОС, 1994.

8. Хэзлем, М. Т. Психиатрия: вводный курс [Текст] / М. Т. Хэзлем ; перевод с англ. СПб. : Ювента, 2004.

9. Виленский, О. В. Психиатрия. Социальные аспекты [Текст] / О. В. Виленский. СПб. : Питер, 2004.

10. Шагеева, Р. М. Принудительные меры медицинского характера в уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран [Текст] / Р. М. Шагаева // актуальные вопросы уголовного процесса в современной России : межвузовский сборник научных трудов. Уфа : РИО БашГУ, 2003.

11. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра, принятая Всемирной ассамблеей здравоохранения (1991 г.) [Текст]. В 3 ч. Женева, 1995.

12. Ершов, Ю. В психбольницу на профилактику [Текст] / Ю. Ершов // Домашний адвокат. М. : 2003. № 19. С. 911.

13. Новоселова, Е. Сумасшествие по заказу [Текст] / Е. Новоселова // Российская газета. М. 2003. 19 февраля. № 32.

14. Стеценко, С. Г. Проблемы юридического обеспечения медицинской деятельности [Текст] / С. Г. Стеценко // Вестник Российского нового университета. – М. : РосНОУ, 2003. – Вып. 1. – С. 82–86.

ПЕДАГОГИКА

Г. Н. Хайруллина, С. О. Дружинин. Оздоровительная функция воспитания. С. 132135.

В статье рассматривается новый подход к формированию знаний по здоровью у студентов, приобщение их к занятиям физической культуры. Попытка совместить теорию и практику для большей заинтересованности учащихся в предмете «физическая культура». Поиск и применение новых систем лечебной физической культуры.

Ключевые слова: здоровье, воспитание, физическая культура, лечебная физкультура.

Библиографический список

1. Абзалов, Р. А. Теория физической культуры [Текст] : курс лекций / Р. А. Абзалов. – Казань : Матбугат йорты, 2002.

2. Двоеносов, В. Г. Индивидуально-ориентированная физическая культура как фактор здорового образа жизни [Текст] / В. Г. Двоеносов. – Казань : ЗАО «Новое знание», 2004.

3. Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни [Текст] : материалы всерос. науч-практ. конф. (Набережные Челны, 7-8 октября 2004 г.). В 2 т. / Фед. агентство по физ. к-ре, спорту и туризму ; Мин-во по делам молодежи и спорту РТ ; Кам. гос. ин-т физич. культуры / под общ. ред. М. М. Бариева. – Казань : РЦИМ, 2004.

4. Хайруллина, Г. Н. Лечебное действие физических упражнений [Текст] : практикум по лечебной физической культуре / Г. Н. Хайруллина. – Казань : Изд-во ИЭУП «Талигмат», 2004.

Е. В. Лобанова, Е. А. Федосеева. Некоторые трудности социального взаимодействия детей-билингвов. С. 135138.

Рассмотрены различные типы билингвизма, проблемы детского билингвизма. Наиболее продуктивные и качественные результаты наблюдаются при младенческом и раннем билингвизме; случаи подросткового и взрослого билингвизма сопряжены с большими трудностями в усвоении второго языка, особенно его фонетической системы.

Ключевые слова: билингвизм, языковая интерференция, родители, ребенок.

Библиографический список

1. Вайнрах, У. Одноязычие и многоязычие [Текст] / У. Вайнрах // Новое в лингвистике. Вып. 6. – М. : Прогресс, 1972.

2. Верещагин, Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) [Текст] / Е. М. Верещагин. – М. : Изд-во МГУ, 1969.

3. Виноградов, В. А. Интерференция [Текст] / В. А. Виноградов // Лингвистический энциклопед. словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Сов. Энциклопедия, 1990. – 685 с.

4. Гавранек, Б. К проблематике смешения языков [Текст] / Б. Гавранек // Новое в лингвистике. Вып. 6. – М. : Прогресс, 1972.

5. Мечковская, Н. Б. Языковый контакт [Текст] / Н. Б. Мечковская // Общее языкознание. – Минск : Выш. школа, 1983.

6. Розенцвейг, В. Ю. основные вопросы теории языковых контактов [Текст] / В. Ю. Розенцвейг // Новое в лингвистике. Вып. 6. – М. : Прогресс, 1972.

7. Haugen, E. Language Contact [Текст] / E. Haugen // Reports for the Eighth International Congress of Linguists. – Oslo, 1957.

8. Mackey, W. F. A description of bilingualism [Текст] : Reading in the sociology of language / W. F. Mackey ; J. A. Fishman (ed.). – Den Haag : Mouton, 1977.

9. McLaughlin, B. Second Language Acquisition in Childhood [Текст] / B. McLaughlin. – New York, 1978.

10. Paul, H. Pnnzipien der Sprachgeschichte [Текст] / H. Paul. – Heidelberg, 1920.

11. Tokuhama-Espinosa, T. Raising Multilingual Children [Текст]. – 2001.

12. Tosi, A. Immigration and Bilingual Education [Текст] / A. Tosi. – Oxford : Pergamon, 1984.

13. Weinreich, U. Languages in Contact [Текст] / U. Weinreich. – The Hague, 1963.

А. А. Савельева, Л. М. Крайнюк. Самоменеджмент и синергетика на занятиях физической культурой в специальных медицинских группах. С. 139141.

Приведена статистика Государственного университета управления. Рассмотрен процесс физического самоменеджмента, представлены практические результаты эксперимента и выводы из рефератов студентов.

Ключевые слова: самоменеджмент, физическая культура, студент, вуз, медицинские группы, преподаватель, эксперимент.

Е. В. Лобанова, Е. А. Федосеева. Проблемы раннего билингвистического воспитания. С. 142145.

В статье рассмотрены сходство и отличия в механизмах овладения речью в условиях моно- и билингвизма; проанализированы индивидуальные и социальные аспекты двуязычия; были изучены особенности усвоения второго языка при раннем билингвизме.

Ключевые слова: ребенок, родители, билингвизм, двуязычные дети, монолингвизм, одноязычные дети, модель.

Библиографический список

1. Бейн, Б. Билингвистическое воспитание детей (вновь обращаясь к Л. Выготскому и А. Лурия) [Текст] / Б. Бейн // Вопросы психологии. – М., 1994. – № 3.

2. Верещагин, Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) [Текст] / Е. М. Верещагин. – М. : Изд-во МГУ, 1969.

3. Лепская, Н. И. О некоторых этапах онтогенетического развития речи [Текст] / Н. И. Лепская // Становление речи и усвоение языка ребенком : сборник научных трудов. – М. : Изд-во МГУ, 1986.

4. De Houwer, A. The Acquasition of Two Languages from Birth: a Case Study [Текст] / A. De Houwer. – Cambridge : CUP, 1990.

5. Dopke, S. One parent, one language: an interactional approach [Текст] / S. Dopke. – Amsterdam ; Philadelphia : J. Benjamins Pub. Co., 1992.

6. Doyle, A. Some issues on the assessment of linguistic consequences of early bilingualism [Текст] / A. Doyle, M. Champagne, N. Segalowitz // Working Papers in Bilingualism. – 1978.

7. Ervin, S. Second language learning and bilingualism [Текст] / S. Ervin //Journal of Abnormal & Social psychology. – Suppl. 49. – 1954.

8. Grosjean, F. Life with two languages: An introduction to bilingualism [Текст] / F. Grosjean. – Cambridge (Mass.), L. : Harvard Univ. Press, 1982.

9. Harris, B. Translating as an Innate scill [Текст] / B. Harris, B. Sherwood // Language Interpretation and Communication. – New York & London : Plenum Press, 1978.

10. Haugen, E. Language Contact [Текст] / E. Haugen // Reports for the Eighth International Congress of Linguists. – Oslo, 1957.

11. Mackey, W. F. A description of bilingualism [Текст] / W. F. Mackey ; J. A. Fishman (ed.) : reading in the sociology of language. – Den Haag : Mouton, 1977.

12. McLaughlin, B. Second Language Acquisition in Childhood [Текст] / B. McLaughlin. – New York, 1978.

13. Paulston, C. B. Pronounce of Address in Swedish: Social Class Semantics and a Changing System [Текст] / C. B. Paulston // Language in Society, 1976. – № 5.

14. Schonfelder, K. H. Problem der Volker und Sprachmischung [Текст] / K. H. Schonfelder. – Halle (S), 1956.

15. Tokuhama-Espinosa, T. Raising Multilingual Chidren [Текст] / T. Tokuhama-Espinosa. – 2001.

16. Tosi, A. Immigration and Bilingual Education [Текст] / A. Tosi. – Oxford : Pergamon, 1984.

17. Volterra, V. The acquisition and development of language by bilingual children [Текст] / V. Volterra // Journal of Child Language. – 1978. – № 5.

С. Ю. Абрамова. Реализация креативно - ориентированных технологий в обучении школьников 5-9 классов. С. 146151.

Развитие творчества у школьников предусматривает внедрение в обучение креативно - ориентированных технологий, которые получают все большее развитие в современной общеобразовательной школе.

Ключевые слова: школьники, творчество, обучение, креативная педагогика, принципы.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. [Текст].

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 [Текст] // Школьный психолог. – 2000. – № 4.

3. Кумбс, Ф. Кризис образования в современном мире, системный анализ [Текст] / Ф. Кумбс. – М. : Прогресс, 1970.

4. Жуков, В. И. Российское образование: проблемы и перспективы [Текст] / В. И. Жуков. – М. : Финстатинформ, 1998.

5. Сластенин, В. А. О современных подходах к подготовке учителя [Текст] / В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко // Педагог. – 1996. – №. 1.

6. Фромм, Э. Революция надежды [Текст] / Э. Фромм. – СПб. : Ювента, 1999.

7. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы [Текст] // Народное образование. – 2000. – № 2. – С. 42–51.

8. Алейников, А. Г. О креативной педагогике [Текст] / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. – 1989. –№ 12. – С. 29–34.

9. Ильин, Г. Л. В зеркале собственной истории [Текст] / Г. Л. Ильин // Высшее образование в России. – 1997. – № 1.

10. Ильин, Г. Л. Проективное образование и реформация науки [Текст] / Г. Л. Ильин. – М., 1993.

11. Кушнир, А. Свободное понимание текстов вместо «говорения» заученными фразами [Текст] / А. Кушнир // Народное образование. – 2001. – № 8. – С. 65–78.

12. Иноземцев, В. Л. Эмансипация творческой деятельности как фактов кризиса стоимостных отношений [Текст] : дис. … канд. психол. наук / В. Л. Иноземцев. – М. : МГУ, 1994. – С. 36–48.

13. Понамарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Понамарев. – М.: Педагогика, 1976.

14. Щепетов, Е. Г. Методы активации мышления [Текст] / Е. Г. Щепетов, Б. В. Шмаков, П. Д. Крикун. – Челябинск : ЧПИ, 1985.

15. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]. – М. : педагогика, 1980.

16. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии [Текст]. – М. : Наука, 1999.

17. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст]. – Ярославль : Академия развития, 1998.

18. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. – М. : Прогресс, 1965. – С. 433–456.

19. Краткий тест творческого мышления [Текст] / Фигурная форма : пособие для школьных психологов и педагогов. – М. : ИНТОР, 1995.

20. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя [Текст] / Н. Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. – № 1.

21. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии и педагогике [Текст] / К. А. Торшина // Вопросы психологии. – 1990. – № 4.

22. Морозов, А. В. Креативность преподавателя высшей школы [Текст] / А. В. Морозов. – М. : МГСУ, 2001.

С. И. Денисенко, А. Ю. Широких. Профессионально – ориентированный подход в обучении студентов иностранному языку. С. 152159.

Эффективность преподавания иностранных языков в вузе в значительной мере зависит от реализации преподавателями профессионально-ориентированного подхода, предусматривающего тесную связь учебной дисциплины с содержанием и особенностями будущей профессиональной деятельности специалиста.

Ключевые слова: обучение, студент, подход, принцип, учебная дисциплина, творчество, иностранный язык.

Библиографический список

1. Гесликова, Н. Н. Совершенствование культурно-речевых навыков студентов юридических факультетов вузов [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Н. Н. Гесликова. – Рязань, 2004.

2. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества [Текст] / Л. Б. Ермолаева-Томина. – М., 2005.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – М., 2001.

4. Искандрова, О. А. Пути развития профессионального мышления студентов на занятиях по иностранному языку [Текст] / О. А. Искандрова // Теория и практика образования. Вып. 1. – Липецк : ЛГПИ, 1997.

5. Комарова, Э. П. Основы обучения иноязычному профессионально ориентированному общению в системе вузовского образования [Текст] / Э. П. Комарова. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000.

6. Психология и педагогика [Текст] / под ред. А. А. Радугина. – М., 2003.

7. Райцев, А. В. Развитие профессиональной компетенции студентов в образовательной системе современного вуза [Текст] : дис. … канд. пед. наук / А. В. Райцев. – М., 1999.

8. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М., 2001.

9. Трайнев, В. А. Деловые игры в учебном процессе [Текст] / В. А. Трайнев. – М., 2002.

И. В. Захаренкова. Применение средств наглядности – условие эффективности преподавания иностранных языков. С. 160165.

В работе анализируется передовой педагогический опыт преподавания иностранного языка при помощи эффективного использования средств наглядности. Представлен краткий анализ литературы по данному вопросу. Показано, что комплексное использование средств наглядности помогает применять различные формы организации познавательной деятельности обучающихся. Сделан вывод о необходимости для каждого курса обучения и учебного занятия конструировать собственную педагогическую технологию.

Ключевые слова: иностранный язык, средства наглядности, преподавание, учебное занятие, педагогическая технология.

Библиографический список

1. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. – М., 1981. – С. 21.

2. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций [Текст] / Е. Н. Соловова. – М., 2002.

3. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст] / И. А. Зимняя. – М., 1985.

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М., 2001.

5. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н. Д. Гальскова. – М., 2000.

6. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] / В. С. Леднев. – М., 1991.

7. Павлова, Н. Д. Л. С. Выготский и современная психолингвистика [Текст] / Н. Д. Павлова // Психол. журн. – 1996. – Т. 17. – № 6. – С. 46.

8. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. – М., 1991. – С. 34–37.

9. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителей и студентов пед. вузов [Текст] / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. – М., 2000. – С. 53.

10. Биболетова, М. З. Книга для учителя к учебнику англ. яз. для нач. школы «Enjoy English – 1» [Текст] / М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская. – Обнинск, 2001. – С. 7.

11. Елухина, Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи [Текст] / Н. В. Елухина // Иностр. языки в школе. – 1996. – № 5. – С. 20–22.

12. Smith, F. Understanding Reading [Текст] / F. Smith. – New York : Rinehart und Winston, 1982.

13. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителей и студентов пед. вузов [Текст] / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. – М., 2000. – С. 185–186.

14. Леонтьев, А. А. Методика [Текст] / А. А. Леонтьев. – М., 1988. – С. 223.

15. Бим, И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) : учебное пособие [Текст] / И. Л. Бим. – Обнинск, 2001.

16. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе : учебное пособие [Текст] / С. Ф. Шатилов. – М., 1986.

17. Мильруд, Р. П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению [Текст] / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 1. – С. 26–34.

18. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя [Текст] / Н. Д. Гальскова. – М., 2000. – С. 88.

19. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е. И. Пассов. – М., 1991.

С. В. Феоктистова. Психолог и учитель: помогающая и пара-помогающая профессии. С. 166169.

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия психолога и педагога как представителей помогающих и пара-помогающих профессий.

Ключевые слова: психолог, учитель, помогающие профессии, пара-помогающие специалисты.

Библиографический список

1. Buckley, H. Child protection: an unreflective practice [Текст] / H. Buckley // Social work education. – 2000. – Vol. 19. – N 3. – P 253–264.

2. Cannan, C. Enterprise culture, professional sociolisation and social work education in Britain [Текст] / C. Cannan // Critical social policy Issue 2, Winter 1994/95. – P. 56–57.

3. Haydn, D. J. Social workers, or social educators & The International context for developing social care national Institute for social work International Centre Paper [Текст]. – 1994. – No. 2. – P. 1-18.

4. IDEA Amendments of 1997: Practice Guidelines for SchoolBased Teams, Ed. By : Cathy F. Telzrow, Ph. D., ABPP and Melody Tankersley, Ph. D., P 1–24.

5. Kagle, J. D. Social work records [Текст] / J. D. Kagle. – Illinois. – 1996. – P. 1–274.

6. Learning and teaching in social work Ed. By M. Ellow, M. Henkel. – London, 1995. – P. 2–168.

7. Sheppard, J. The Current Status of Education and Psychology in the Schools in the United Kingdom and the United States [Текст] / J. Sheppard // School Psychology Review. – 1998. – Vol. 27. – No. 1. – P. 1–15.

И. Н. Мороз. Студент, преподаватель, компьютер в изучении и преподавании иностранного языка на неязыковом факультете университета. С. 170179.

В статье показаны реальные возможности применения вычислительной техники в целях повышения эффективности обучения иностранным языкам в условиях неязыковых факультетов вуза. Применение компьютера изменяет отношение обучаемых к процессу обучения; предлагает неограниченные источники информации любой тематики и сложности, интенсифицируя самостоятельную работу.

Ключевые слова: вычислительная техника, иностранный язык, неязыковый факультет, компьютер, преподаватель, студент.

Библиографический список

1. Бовтенко, М. А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов [Текст] / М. А. Бовтенко. – Новосибирск, 2005.

2. Гаврилов, Б. В. Плюсы и минусы компьютеризированного обучения иностранным языкам [Электронный вариант статьи] / Б. В. Гаврилов // LinguaCompuTech. – Вып. 1. – 2002. – URL: http://linguact.hyperlink.ru.

3. Ермаков, М. Г. Вопросы разработки тестирующих программ [Текст] / М. Г. Ермаков // Информатика и образование. – 1997. – № 3. – С. 87– 89.

4. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения французскому языку [Текст] / Р. К. Миньяр-Белоручев. – М. : Просвещение, 1990. – 223 с.

5. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический словник [Текст] / Р. К. Миньяр-Белоручев. – М. : Стелла, 1996. – 144 с.

6. Нелюбин, Л. Л. Компьютерный лингвистика и машинный перевод [Текст] / Л. Л. Нелюбин. – М., 1991. – 152 с.

7. Нокс, Д. Что может дать компьютер? [Текст] / Д. Нокс // Информатика и образование. – 1990. – № 1. – С. 109–110.

8. Пиликов, Н. П. Работать на компьютере научит компьютер [Текст] / Н. П. Пиликов, Б. Н. Болотин, Н. Т. Казулин, Д. Э. Соловьев // Информатика и образование. – 1993. – № 4. – С. 67–73.

9. Пиотровский, Р. Г. Компьютеризация преподавания языков [Текст] / Р. Г. Пиотровский. – Л., 1988. – 75 с.

10. Полат, Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 1998. – №№ 5–6. – С. 6–11. 18–24.

11. Сергеева, Т. Новые информационные технологии и содержание обучения (на примере предметов естественно-научного цикла) [Текст] / Т. Сергеева // Информатика и образование. – 1991. – № 1. – С. 3–10.

12. Amer, A. A. The Effect of Knowledge-map and Underlining Training of the Reading Comprehension of Scientific Texts [Текст] / A. A. Amer // English for Specific Purposes. – 1994. – Vol. 13. – N 1. – P. 35–45.

13. Anderson, S. T. Factors Associated with the Amount of Use and Benefits Obtained by Users of Statewide Educational Telecomputing Network [Текст] / S. T. Anderson // Educational Technology Research and Development. – 1997. – Vol. 45. – N 1. – P. 19–50.

14. History of CALL. An Illustrated History of Computer Assisted Language Learning [Электронный текст]. – EuroCALL, 2000. – URL: http://www.history-of-call.org/

15. Carrier, M. ETL online: the Rise Of the Internet [Текст] / M. Carrier // ETL Journal. – 1997. – Vol. 51. – N 3. – P. 279–309.

16. Computer-Assisted Language Instruction. Ed by David H. Wyatt. – Oxford etc. : Pergamon Press, 1984. – 189 p.

17. Computers and Written Texts. Ed. By Christopher S. Butler. – Blackwell, Oxford UK and Cambridge US. – 1992.

18. Davis, J. Computers and L2 Reading: Student Performance, Student Attitude / J. Davis, M. Lyman-Hager // Foreign Language Annals. – 1997. – Vol. 30. – N 1. – P. 58–72.

19. Hardistry, D. CALL. / D. Hardistry, Windeatt. – U. K. : Oxford University Press, 1995. – 165 p.

20. ICT and Language Learning // Education Forum. – 2005. – URL: http://www.educationforum.ipbhost.com.

21. Young, R. From Conventional to Computer-Adaptive Testing of ESL Reading Comprehension / R. Young, M. D. Shermis, S. R. Brutten, K. Perkins // System. – 1996. – Vol. 24. – N 1. – P. 23–40.

Н. А. Беляева. Стимулирующие факторы для занятий школьников лыжными гонками. С. 180183.

В статье проведен анализ интереса детей из полных и неполных семей к занятиям лыжными гонками. Рассмотрены экологические трудности на пути формирования устойчивого интереса детей к занятиям лыжными гонками. Изучено влияние гендерных особенностей детей на формирование устойчивого интереса к тренировочному процессу.

Ключевые слова: дети, полные семьи, неполные семьи, лыжные гонки, гендерные особенности.

Е. П. Александров, Н. Е. Зыбина. О методике организации диалогических взаимодействий в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе. С. 183190.

Предложены различные способы организации диалогических взаимодействий в ходе учебных занятий, способствующие становлению и развитию ценностно-смысловых структур личности, активизирующие самостоятельность и творческую активность студентов, которые могут быть плодотворно интерпретированы и использованы в иных предметных областях.

Ключевые слова: высшая школа, личность, диалог, преподаватель, студент, семинар.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 2000. 352 с.

2. Бубер, М. Я и Ты [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru/library/bub/1html

3. Гура, В. В. Лекция – диалог как средство активизации творческого мышления студентов [Текст] / В. В. Гуров, С. Ю. Шалова // Развитие самостоятельности и творческой активности студентов в учебном процессе. Таганрог : Изд-во ТГПИ, 2005. С. 123–128.

4. Закирова, А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики [Текст] / А. Ф. Закирова. Тюмень : Изд-во ТГУ, 2001. 152 с.

5. Кульневич, С. В. Педагогика личности от концепций до технологий [Текст] / С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону : Творческий центр «Учитель», 2001. 160 с.

6. Лебедева, Т. В. Культурный потенциал речевого диалога [Текст] : автореф. дисс. … канд. культурологии. Нижний Новгород, 2000.28 с.

7. Малышева, Л. Р. Диалог культур в аксиологизации гуманитарного образования студентов университета [Текст] / Л. Р. Малышева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2000.№ 2. С. 34–39.

8. Пушкин, А. С. Евгений Онегин. Сочинения. В 3-х томах. Т. 2. [Текст] / А. С. Пушкин. – М. : Художественная литература, 1986. – 527 с.

9. Сергодеева, Е. А. Идеи феноменологической философии в теории и практике современного образования [Текст] / Е. А. Сергодеева. – Вестник Ставропольского государственного университета. – 2003. – № 35. – С. 25–32.

И. В. Мальчевская. Работа по воспитанию культуры здоровья и формированию навыков здорового образа жизни как условие развития творческого потенциала учащихся. С. 191194.

В статье рассмотрен цикл мероприятий в «Школе здоровья» № 97, целью которых является активизация у детей и подростков процесса формирования навыков здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью.

Ключевые слова: школа, здоровье, мероприятия, дети, подростки, педагог, здоровый образ жизни, семинар, марафон.

А. Н. Минка. Прилагательные со значением степени в сопоставительном аспекте в русском и английском языках. С. 195199.

Проведенный в статье анализ двух отрывков показал, что прилагательные степени активно реализуются в языке и речи и при их трансформации с одного языка на другой проявляется их национальная особенность.

Ключевые слова: язык, речь, прилагательные, русский язык, английский язык.

Библиографический список

1. Оломская, Н. Н. Перевод как коммуникативное посредничество [Текст] / Н. Н. Оломская. – Краснодар, 2003.

2. Новый Большой Англо-русский словарь [Текст] / под ред. Э. М. Медниковой и Ю. Д. Апресяна. – М., 1993.

3. EU – English Usage. Collins Cobuild. – М., 2003.

4. Карповская, Н. В. Категория интенсивности атрибутивного признака в испан. языке [Текст] : канд. дисс. / Н. В. Карповская. – Воронеж, 1998.

ОБРАЗОВАНИЕ

А. К. Быков, М. М. Новикова. Категориальный контекст государственной социальной политики в области воспитания детей. С. 200208.

В работе показано, что сущность, содержание, основные направления развития государственной социальной политики в области воспитания детей существенно детерминированы смысловым наполнением категорий «социальная политика» и «воспитание». Имеющееся в настоящее время разночтение этих понятий приводит к тому, что разработчики нормативно и практикоориентированных документов вкладывают в них разное содержание, планируют к исполнению актуальные и важные, но не всегда системные и целостные блоки мероприятий. Дискуссионный характер и непосредственный выход проблемы на реальную практику позволяет утверждать о ее приоритетности в исследованиях академической науки.

Ключевые слова: дети, воспитание, социальная политика, субъекты.

Библиографический список

1. Афанасьев, В. Г. Человек в управлении обществом [Текст] / В. Г. Афанасьев. – М. : Политиздат, 1977.

2. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М. : Педагогика, 1982.

3. Болдырев, Н. И. Методика воспитательной работы в школе [Текст] : учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Н. И. Болдырев. – М. : Просвещение, 1974.

4. Бородкин, Ф. М. Социальная политика: власть и перестройка [Текст] / Ф. М. Бородкин // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. – М., 1989.

5. Кухтевич, Т. Н. Социология воспитания [Текст] : учебное пособие / Т. Н. Кухтевич. – М. : Изд-во МГУ, 1989.

6. Мудрик, А. В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия [Текст] / А. В. Мудрик // Воспитать человека : сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблеме воспитания / под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. – М. : Вента-Графф, 2002.

7. Общая и военная политология [Текст] : краткая тематическая справка / Военно-возд. академия. – Монино, 1992.

8. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. В 2-х ч. Ч. 2 / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред В. А. Сластенина. – М. : Гум. изд. центр «Владос», 2002.

9. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ : в ред. от 20 июля 2000 г. № 103-ФЗ].

10. Фофанов, В. П. Социальная деятельность как система [Текст] / В. П. Фофанов. – Новосибирск, 1981.

11. Харчев, А. Г. Социология воспитания [Текст] / А. Г. Харчев. – М. : Политиздат, 1990.

Е. В. Лобанова. Формирование содержательного наполнения информационно-образовательной среды вуза. С. 209213.

В данной статье в общем виде определяется содержательная составляющая информационно-образовательной среды вуза: учебно-методический комплекс, административный блок и т.п.

Ключевые слова: вуз, информационно-образовательная среда, учебно-методический комплекс, административный блок, электронный деканат, тестирование.

Библиографический список

1. Ашаев, Ю. П. Индивидуализация обучения в системе высшего образования с использованием средств дистанционного образования [Текст] / Ю. П. Ашаев, С. Ю. Ашаев // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения : сборник трудов межд. научно-практ. конф. – М. : МГИУ, 2003.

2. Берлинер, Э. М. Автоматизированный контроль знаний студентов вузов [Текст] / Э. М. Берлинер, И. Б. Глазырина // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения : сборник трудов межд. научно-практ. конф. – М. : МГИУ, 2003.

3. Беляева, С. А. Проблема единства фундаментальных и профессиональных знаний и построения учебного предмета в вузе [Текст] / С. А. Беляева, З. А. Решетова // Современная высшая школа. – 1985. – № 4.

4. Доступность высшего образования в России [Текст] / отв. ред. С. В. Шишкин. – М. : Независимый институт социальной политики, 2004.

5. Ефимова, Е. Г. Об информационно-справочном обеспечении студентов дистанционной формы обучения [Текст] / Е. Г. Ефимова // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения : сборник трудов межд. научно – практич. конференции (8 декабря 2003 г.) – М. : МГИУ, 2003.

6. Сравнительные исследования образовательных стандартов высшего образования Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины : аналитический доклад [Текст] / под науч. ред. докт. пед. наук, проф. В. И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.

О. Ю. Иванова. Совершенствование высшего профессионального образования и программ различных уровней, обеспечивающих подготовку и переподготовку специалистов. С. 214216.

В работе дан анализ современной системе высшего профессионального образования. Указаны основные проблемы в деле совершенствования подготовки студентов и приведены авторские решения на примере Российского нового университета.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, студенты, дополнительное образование, образовательные программы.

Библиографический список

1. Азарнов, Н. Н. Методология, методика и технология педагогического исследования [Текст] / Н. Н. Азарнов, В. П. Давыдов, В. И. Пустовалов. – М. : АФСБ, 1997.

2. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и основные методы [Текст] / С. И. Архангельский. – М. : Высшая школа, 1999.

3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. – М. : Высшая школа, 1992.

4. ГОС ВО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.

О. Г. Прохорова. Профилактические функции социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей. С. 217224.

Автором на основе социологической, педагогической, психолого-педагогической литературы разобрано, обосновано и конкретизировано понятие социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей.

Ключевые слова: дети, воспитание, инфраструктура, социологическая, педагогическая, психолого-педагогическая литература.

Библиографический список

1. Социальная педагогика [Текст] / под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М. : Гум. изд. центр «Владос», 2003.

2. Социологический словарь [Текст] : Минск : Университетское, 1991. – С. 232–233.

3. Словарь по социальной педагогике [Текст] : учебное пособие / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – С. 328.

М. А. Лямзин, И. А. Баруздина. Совершенствование преподавания дисциплин естественно-научного цикла в вузе с применением информационных технологий. С. 224230.

В работе проведен анализ педагогического опыта и научной литературы по совершенствованию преподавания студентам дисциплин естественно-научного цикла с применением информационных технологий.

Ключевые слова: естественно-научный цикл, научная литература, информационные технологии, модернизация, образование.

Библиографический список

1. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Ростов-на-Дону, 2005. – 448 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2001. – 271 с.

3. Лобанова, Е. В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения [Текст] : автореф. … дисс докт. пед. наук. – М. : ВУ, 2005. – 58 с.

4. Лапчик, М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования [Текст] : монография / М. П. Лапчик. – Омск : Изд-во Омского госпедуниверситета, 1999. – 156 с.

5. Лапчик, М. П. О стандартах образования и компьютерной грамотности учителя [Текст] / М. П. Лапчик // Новые информационные технологии в педагогическом образовании : тезисы докладов Х Республиканской научно-практической конференции (Омск, 17-20 мая 1993 г.). – Омск : РЦ НИТО, 1993. – С. 6–7.

6. Информатика [Текст] : учебник для студентов эконом. спец. вузов / под ред. Н. В. Марковой. – М. : Финансы и статистика, 2000. – 312 с.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] : учебное пособие / А. Н. Леонтьев. – М. : Академия, 2004. – 352 с.

8. Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст] / О. К. Тихомиров. – М. : Академия, 2005. – 288 с.

9. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н. Ф. Талызина. – М. : Академия, 1998. – 310 с.

10. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б. С. Гершунский. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.

11. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. – М. : Школа-Пресс, 1994. – 205 с.

12. Канаев, В. И. Дистанционное обучение: технические аспекты [Текст] : монография / В. И. Канаев. – М. : СГА, 2004. – 192 с.

В. Ф. Бондаренко. Практическая социология в образовательной системе негосударственного вуза. С. 231236.

В работе изложены основные технологические этапы социологического сопровождения, обозначена его роль в образовательном процессе.

Ключевые слова: социология, образовательный процесс, социологическая информация, социологическое сопровождение.

Библиографический список

1. Словарь прикладной социологии [Текст]. Минск : Изд-во Университетское, 1984.

2. Скок, А. С. Социальные технологии: теоретические и методические основы проектирования и внедрения [Текст] / А. С. Скок. – М. : АПС, 1996.

3. Лебедев, П. Н. Социальное управление [Текст] / П. Н. Лебедев. – Л., 1982.

4. Слепенков, И. М. Основы теории социального управления [Текст] / И. М. Слепенков. М., 1990.

5. Энциклопедический социологический словарь [Текст] / под общей ред. акад. РАН Г. В. Осипова. – М. : ИСПИ РАН, 1995.

Л. А. Волчок. Формирование мотивации педагогического коллектива к инновациям как стимул развития его инновационного потенциала. С. 237241.

Авторами была осуществлена диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива. Определены важнейшие стимулы процесса формирования мотивации педагога к инновационной деятельности. Отмечены положительные результаты анализа изменений в деятельности педагогического коллектива ГОУ СОШ № 1007.

Ключевые слова: мотивация, педагогический коллектив, школа, инновации, инновационная деятельность.

Библиографический список

1. Педагогическое сознание: теория и технология формирования у будущих учителей [Текст] : монография / С. Ант. Днепров // Российская академия ; ГНПБ им. К. Д. Ушинского. Электрон. журн. с библиотекой. М. : OIMRU, 2000.

2. Иванова, Э. В. Психологические особенности профессиональной деятельности менеджера по формированию восприимчивости организации к инновациям [Текст] / Э. В. Иванова // Эргономика. Теория и практика. Тверь, 2000. Июнь. № 16.

3. Гилева, И. О. Системно-структурный анализ мотивации готовности учителя к творческой деятельности [Текст] : автореф. дисс. … канд. псих. наук / И. О. Гилева. Барнаул, 2000. 20 с.

4. Агапцов, С. А. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / С. А. Агапцов, А. И. Мордвинцев, П. А. Фомин, Л. С. Шаховская. М. : Высшая школа, 2003.

С. В. Соков, А. А. Жук. Основные тенденции развития современной системы повышения квалификации специалистов. С. 241245.

В работе проведен анализ опыта передовых промышленных фирм. На основании изложенного обозначены основные тенденции развития системы повышения квалификации специалистов на уровне предприятия. Предлагается корпоративная система повышения квалификации.

Ключевые слова: фирма, квалификация, специалист, предприятие, корпоративная система, дистанционное обучение, корпоративное образование.

Библиографический список

1. Смит, Д. 1, 5 миллиарда к 2006 году [Текст] / Д. Смит // COMPURERWORLD. Россия. – 2004. № 3. С. 16.

2. Журавлева, О. Есть знание! [Текст] / О. Журавлева // Поиск. 2004. № 44.С. 3.

3. Гершуни, М. На учебу в Интернет [Текст] / М. Гершуни // Деньги. 2003. № 27. С. 7.

4. Кларк, Э. Дистанционное обучение: способ преуспеть? [Текст] / Э. Кларк. LAN. Журнал сетевых решений. 2004.№ 10.

5. Робертс-Уитт, С. Л. Все знания – на службу фирме [Текст] / С. Л. Роберт-Уитт // PC Magazine / Russian Edition. 2000. № 10. С. 83.

Поиск
Актуально

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика