Вы, студенты, аспиранты и выпускники Российского нового университета,
cо временем сформируете костяк гражданского общества,
которое сможет вывести страну на более высокий уровень развития.
С. П. Капица, научный руководитель РосНОУ (1999-2012)

Выпуск 1, 2007 год

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

А. Н. Кочергин. Система кооперативных связей науки и философии. С. 829.

Автор проводит анализ науки как системы с рефлексией и рассматривает понятие системы с рефлексией, типы рефлексии, особенности философского и научного мышления, типы взаимодействия философии и науки, роль методологии в развитии науки, источники формирования методологической культуры, гуманистический аспект методологизации науки, специфика и статус методологии и методологических проблем науки, методология как фактор развития творческого мышления.

Ключевые слова: рефлексия, система, парадигма, методология, гносеология, философия науки, мышление.

Библиографический список

1. Антипов, Г. А. Особенности аксиологической составляющей методологической культуры ученого [Текст] / Г. А. Антипов // Проблемы методологической культуры ученого. Новосибирск, 1986.

2. Бурбулис, Г. Э. Роль методологии в системе человеческой деятельности [Текст] / Г. Э. Бурбулис // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск, 1985.

3. Вернадский, В. И. Философский мысли натуралиста [Текст] / В. И. Вернадский. М., 1988.

4. Кант, И. Трактаты и письма [Текст] / И. Кант. М., 1980.

5. Котарбинский, Т. Трактат о хорошей работе [Текст] / Т. Котарбинский. М., 1975.

6. Кочергин, А. Н. Философия и методология науки [Текст] / А. Н. Кочергин. Смоленск, 1996.

7. Кравец, А. С. Новые тенденции в развитии методологии [Текст] / А. С. Кравец // Роль методологии в развитии культуры. Новосибирск, 1985.

8. Ладенко, И. С. Роль методологии в организации научного исследования [Текст] / И. С. Ладенко // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск, 1985.

9. Ладенко, И. С. Логические методы построения математических моделей [Текст] / И. С. Ладенко. Новосибирск, 1980.

10. Леге Ж.-М. Кого страшит развитие науки [Текст] / Ж.-М. Леге. М., 1980.

11. Лекторский, В. А. Методологический анализ науки [Текст] / В. А. Лекторский // Философия, методология, наука. М., 1972.

12. Пойа, Д. Математика и правдоподобные рассуждения [Текст] / Д. Пойа. М., 1959.

13. Розов, М. А. К вопросу о природе методологической деятельности [Текст] / М. А. Розов, С. С. Розова // Методологические проблемы науки. Новосибирск, 1974.

14. Розова, С. С. Проблема предмета методологии науки [Текст] / С. С. Розова // Проблемы методологии науки. Новосибирск, 1985.

15. Сноу, Ч. П. Две культуры [Текст] / Ч. П. Сноу. М., 1973.

16. Степин, В. С. Методологический анализ и его роль в современном научном исследовании [Текст] / В. С. Степин // Философско-методологические проблемы взаимодействия наук. Минск, 1985.

17. Чупин, П. П. Научный метод и методология науки [Текст] / П. П. Чупин // Научный метод и методологическое сознание. Свердловск, 1986.

18. Швейцер, А. Этика и культура [Текст] / А. Швейцер // Благоговение перед жизнью. М., 1992.

19. Швырев, В. С. Научное познание как деятельность [Текст]. М., 1984.

20. Щедровицкий, Г. П. Научное исследование в системе «методологической работы» [Текст] / Г. П. Щедровицкий, В. Я. Дубровский // Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск, 1967.

21. Эйнштейн, А. Диспут А. Эйнштейна и Р. Тагора [Текст] / А. Эйнштейн. Полное собрание трудов. В 4-х т. Т. 4. М., 1972.

22. Ядов, В. А. Социологическое расследование. Методология. Проблемы. Методы [Текст] / В. А. Ядов. М., 1972.

Л. З. Немировская. Идея вечного бытия и палингенезии: Спиноза, Шопенгауэр, Юнг. С. 3041.

Рассматривается проблема вечного бытия. Эта проблема получила разные интерпретации и в истории философии, и в наше время. Предметом статьи стала философия Спинозы, теория Шопенгауэра, представления Юнга.

Ключевые слова: бытие, субстанция, этика, свобода, логика.

Библиографический список

1. Спиноза, Б. Этика, показываемая геометрическими средствами [Текст] / Б. Спиноза. М., 1932. С. 1, 919, 37, 4445, 139, 185, 186215, 220, 221.

2. Шимон. Зогар [Текст] / Шимон ; перевод с арам. М., 1994. – С. 8396.

3. Немировская, Л. З. Библейские религии. Тексты. Комментарии [Текст] / Л. З. Немировская. М., 2005.С. 65, 148150.

4. Шопенгауэр, А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа [Текст] / А. Шопенгауэр. М. : Феникс, 1997. С. 90–148.

5. Ясперс, К. Ницше и христианство [Текст] / К. Ясперс. М., 1994. – С. 5, 2021. 125.

6. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Текст] / Ф. Ницше. М., 1990. С. 61.

7. Юнг, К. Душа и миф: шесть архетипов [Текст] / К. Юнг. М., 1997. С. 215, 251254, 257259.

8. Юнг, К. Психологические типы [Текст] / К. Юнг. М., 1992. С. 6369, 84, 91.

В. М. Шлыков. Специфика исторического познания. С. 4252.

Рассмотрены постмодернистские теории истории и новые методологические подходы и направления исторических исследований. Автор определяет специфику исторического познания.

Ключевые слова: постмодернизм, натурализм, редукционизм, познание.

Библиографический список

1. Арон, Р. Избранное: Измерения исторического сознания [Текст] / Р. Арон. М., 2004.

2. Борзенков, В. Г. Естественно-научные основания современных социально-гуманитарных наук [Текст] / В. Г. Борзенков // Философия социальных и гуманитарных наук. М., 2006.

3. Виндельбанд, В. Прелюдии [Текст] / В. Виндельбанд. – Спб.., 1904.

4. Гобозов, И. А. Введение в философию истории [Текст] / И. А. Гобозов. – М., 1999.

5. Ильин, В. В. Философия науки [Текст] / В. В. Ильин. – М., 2003.

6. Кемеров, В. Е. Хрестоматия по социальной философии [Текст] / В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. – М., 2001.

7. Кохановский, В. П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания) [Текст] / В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2005.

8. Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая [Текст] / В. А. Лекторский В. А. – М., 2001.

9. Нечухрин, А. Н. Специфика исторического познания [Текст] / А. Н. Нечухрин // Методологические проблемы истории. – Минск : ТетраСистемс, 2006.

10. Новая философская энциклопедия [Текст] : В 4 т. Т. 4. – М., 2001.

11. Про, А. Двенадцать уроков по истории [Текст] / А. Про. – М., 2000.

12. Репина, Л. П. История исторического знания [Текст] / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М., 2004.

13. Ракитов, А. И. Эпистемическая природа и логическая структура истины в историческом познании [Текст] / А. И. Ракитов // Философские науки. – 1983. – № 2.

14. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре [Текст] / Г. Риккерт. – М., 1998.

15. Степин, В. С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) [Текст] / В. С. Степин // Вопросы философии. – 2004. – № 3.

16. Степин, В. С. Философская антропология и философия науки [Текст] / В. С. Степин. – М., 1992.

17. Сыров, В. Н. Введение в философию истории: Своеобразие исторической мысли [Текст] / В. Н. Сыров. – М. : Водолей Publishers. – 2006.

18. Хвостова, К. В. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований [Текст] / К. В. Хвостова, В. К. Финн. – М., 1997.

19. Шиллер, И. Х. Ф. Собрание сочинений [Текст]. В 8 т. Т. 7 / И. Х. Ф. Шиллер. – М., 1937.

20. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики [Текст]. – М., 2000.

21. Ястребицкая, А. Л. О культур-диалогической природе историографического метода [Текст] / А. Л. Ястребицкая // Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-х годов. – М., 2001.

С. П. Цесарская. Философия постмодернизма в глобальном контексте. С. 5359.

Рассматривается проблема соотношения философии и науки. Анализируется схема соотношения времени и пространства (междисциплинарности). Схема А дает представление о современном состоянии культуры (философии) – постмодернизме и его контексте. Предлагается новый учебный курс по философии для вузов. Он называется «Введение в современную концепцию тотальности».

Ключевые слова: постмодернизм, парадигма, тотальность, синергетика.

Библиографический список

1. Серль, Дж. Рациональность и реализм: что поставлено на карту [Текст] / Дж. Серль // Путь. 1994. № 6.С. 192.

2. Садовничий, В. А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире [Текст] / В. А. Садовничий // Вестник РФО. 2005. – № 2. С. 34, 4748.

3. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого стола») [Текст] / Вопросы философии. 2006. № 9. С. 3–33.

4. Бузгалин, А. В. Постсоветский марксизм в России: ответы на вызовы XXI века [Текст] / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов // Тезисы к формированию научной школы. М. : ЛЕНАНД, 2005. 56 с.

5. Синергетическая парадигма [Текст]. М. : Прогресс-Традиция, 2003.584 с.

6. Назаретян, А. П. Универсальная (Большая) история – учебный курс и поле междисциплинарного сотрудничества [Текст] / Вопросы философии. 2004. № 4. С. 7080.

7. Bhaskar, R. Dialectic. The pulse of freedom [Текст] / R. Bhaskar. Verso. London. New York, 1993. 410 p.

8. Кизима, В. В. Тоталлогия (философия обновления) [Текст] / В. В. Кизима. Киев : Парапан, 2005. 272 с.

9. Монсон, П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию [Текст] / П. Монсон. М. : Весь мир, 1995. 96 с.

10. Князева, Е. Н. Холистическая тенденция в современной науке: интеграция и контекстуализация знаний [Текст] / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Синергетическая парадигма. – М., 2003. – С. 345.

11. Аршинов, В. И. Социальные следствия теории самоорганизации [Текст] / В. И. Аршинов, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Наука и ее методы накануне XXI столетия : сборник научных трудов ; под ред. В. И. Метлова. – М., 2004. – С. 155–160.

12. Цесарская, С. П. Современное толкование тотальности [Текст] / С. П. Цесарская // Философские науки. – 2005. – № 1. – С. 131–136.

13. Степин, В. С. Философия и поиск новых ценностей цивилизации [Текст] / В. С. Степин // Вестник Рос. филос. об-ва. – 2005. – № 4. – С. 17, 19–21.

14. Хабермас, Ю. Модерн – несовершенный проект [Текст] / Ю. Хабермас // Вопросы философии. – 1992. – № 4. – С. 50.

15. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу ; пер. с англ. – М. : Смысл, 1999. – С. 219–230, 254–264, 273.

16. Аршинов, В. И. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности («материалы круглого стола») [Текст] / В. И. Аршинов // Вопросы философии. – 2006. – № 9. – С. 17.

17. Аршинов, В. И. Философия науки: проблемы и перспективы («материалы круглого стола») [Текст] / В. И. Аршинов // Вопросы философии. – 2006. – № 10. – С. 24–26.

18. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс. – М. : Полит. лит., 1991. – С. 440–442.

19. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство [Текст] / А. Камю. – М. : Политиздат, 1990. – С. 134.

20. Гурко, Е. Тексты де-конструкции. Жак Деррида. Difference [Текст] / Е. Гурко. – Томск, 1999. – С. 157.

21. Кармин, А. С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы [Текст] / А. С. Кармин // Вестник Рос. филос. об-ва. – 2005. – № 2. – С. 61.

22. Введение в современную концепцию тотальности [Текст] : программа курса / сост. С. П. Цесарская. – М. : РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2007. – 20 с.

С. И. Музяков. Ценностные основания модернизации высшего профессионального образования в России. С. 6066.

Проведен анализ развития системы высшего профессионального образования в России. Резюмируя материал статьи, отмечены главные задачи: возрождение достоинства и духовного потенциала нации, объективный диагноз нынешнего состояния высшего профессионального образования.

Ключевые слова: постмодернизм, кризис, образование, модернизация, гуманизация, гуманитаризация.

Библиографический список

1. Кант, И. Сочинения. [Текст] В 6 т. Т. 6 / И. Кант. – М., 1963-1966. – С. 27.

2. Гаман, О. В. Проблемы постиндустриальной модернизации России: роль традиций [Текст] / О. В. Гаман // Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения : сборник статей. – М., 1995. – С. 126.

3. Ницше, Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров, или Как философствовать молотом. О философах. Об истине и лжи во вненравственном смысле [Текст] ; пер. с нем. / Ф. Ницше. – М. : ООО «Издательство АСТ», Минск : Харвест, 2005. – С. 4.

4. Дырин, А. И. Философские исследования и разработки : Избранное [Текст] / А. И. Дырин. – М. : Современные тетради, 2004. – С. 488.

5. Анисимов, С. Ф. Ценности реальные и мнимые [Текст] / С. Ф. Анисимов. – М., 1970.

6. Петрий, П. В. Духовные ценности общества и армия [Текст] / П. В. Петрий. – М., 2001.

7. Гуров, В. Качество образования в негосударственных вузах [Текст] / В. Гуров // Высшее образование в России. – 2004. – № 6. – С. 6–12.

8. Топорнин, Б. Н. Высшее юридическое образование в России: проблемы и перспективы [Текст] / Б. Н. Топорнин. – М., 1996.

9. Савелов, В. П. Некоторые особенности правового регулирования в сфере высшего профессионального образования. Соискатель [Текст] / В. П. Савелов // Приложение к журналу «Вестник Военного университета». – 2006. – № 2. – С. 78.

10. Агранович, М. Взятка в законе [Текст] / М. Агранович // Российская газета. – 2005. – 16 августа.

14. Лихачева, В. Н. Применение компьютерных технологий в преподавании иностранного языка [Текст] / В. Н. Лихачева. – М., 2005.

15. Ильинский, И. М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации [Текст] / И. М. Ильинский. – М., 2004.

16. Ислам и общество [Текст] / Вопросы философии. – 1993. – № 12. – С. 14–18.

В. В. Усов. Государство и образование. С. 6776.

Автор рассматривает проблемы, связанные с развитием образования в России. Подчеркивается необходимость создания в стране конкурентоспособной образовательной системы. Рассмотрена роль государства в образовательной системе. Показано значение негосударственных вузов в деле формирования интеллектуального и духовного потенциала страны. Приведены исследования профессиональной мобильности выпускников вузов. Автор делает вывод о необходимости обеспечения государством развития всех уровней и всех форм образования не только государственных образовательных учреждений прямым и косвенным финансированием,, но и образовательных учреждений других форм собственности путем создания налоговых и других условий функционирования при расширении государственного и общественного контроля качества обучения и воспитания.

Ключевые слова: государство, образование, негосударственные вузы.

Библиографический список

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. – 2000. – 08 июля.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. – 2006. – 10 vfz.

3. Анализ социальных, правовых, экономических и образовательных последствий введения в Российской Федерации уровневой системы высшего профессионального образования после принятия Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Материалы рабочей группы РСПП по реформированию образования. – М., 2007. – С. 4, 41– 42, 47, 49.

4. Фурсенко, А. А. Тезисы доклада «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2006 году и задачи на 2007 год» [Электронный ресурс] / URL: http://www.mon.gov.ru/news/report/ministr/3588.

5. Зубакова, М. Не все гимназия, что блестит [Текст] / М. Зубакова // Итоги. – 2007. – № 14.

6. Савицкая, Н. Конец мифа о российском образовании [Текст] / Н. Савицкая // Независимая газета. – 2000. – 06 декабря.

7. Плаксий, С. И. Парадоксы высшего образования [Текст] / С. И. Плаксий. – М. : Национальный институт бизнеса, 2005. – С. 182–183.

8. Капица, С. П. Синергетика и прогнозы будущего [Текст] / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. – М., 1997. – С. 154, 157.

9. Кормилицына, О. В. Модернизация культуры и образования в условиях глобализации и зависимого развития (социально-философский аспект) [Текст] : дис. … канд. филос. наук / О. В. Кормилицына. – М., 2003. – С. 115.

10. О мерах поддержки развития промышленности в Российской Федерации [Текст] : стенографический отчет о заседании Президиума Государственного совета. – Волгоград, 2007. – 19 февраля.

11. Арсентьева, Н. М. Доступность профессионального образования и эффективной занятости для сельской молодежи [Электронный вариант статьи] / URL: http:/new.hse.ru/C13/C18/rf

12. Йегер, В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) [Текст] / В. Йегер ; перевод с нем. – М., 1997. – С. 6.

13. Словарь античности [Текст] ; перевод с нем. – М., 1992. – С. 406.

14. Платон. Государство. Книга 4 (424) [Электронный вариант] / URL: http:/www.philosophy.ru/library/plato/01/resp4.htm

15. Батлук, О. В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме [Текст] / О. В. Батлук // Вопросы философии. – 2000. – № 2. – С. 118, 127.

16. Броклис, Л. Университет в ранний период современной европейской истории [Текст] : учебные планы / Л. Броклис // Alma mater. – М., 2002. – № 1. – С. 48.

17. Садовничий, В. А. Университет 21 века (Размышления об университетском образовании) [Текст] / В. А. Садовничий. – М., 2006. – С. 10.

18. Микешина, Л. А. Герменевтические смыслы образования [Текст] / Л. А. Микешина // Философия образования. – М., 1996.

19. Тангян, С. А. Высшее образование в перспективе XXI столетия [Текст] / С. А. Тангян // Педагогика. – 2000. – № 2. – С. 3.

20. Садовничий, В. А. Высшая школа России: традиции и современность [Текст] : выступление на 7 съезде РСР / В. А. Садовничий [Электронный вариант] / URL: http:/www.rsr-online.ru/publication2.p

21. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на 8 съезде Российского союза ректоров, июнь 2006 г. [Электронный вариант] / URL: http:/www.rsr-online.ru/publication2.php?id=27

22. Петров, И. И. Государство [Текст] / И. И. Петров // Философский словарь ; под ред. И. Т. Фролова. – М. : Республика, 2001. – С. 133.

23. Пресс-релиз к заседанию Правительства Российской Федерации 22 марта 2007 г. [Электронный вариант] / URL: http:/www.government.ru/government/governmentactivity/governmentsession/2007/z2203200

24. Арсентьева, Н. М. Модели поведения молодежи в сфере образования и на рынке и на рынке труда: механизм и факторы формирования [Электронный вариант] / Н. М. Арсентьева, В. П. Бусыгин, И. И. Харченко. – URL: http:/new.hse.ru/C13/C18/rf/

25. Прокофьев, С. Я. Потребность межнационального общения: философско-социологический анализ на примере Северо-Кавказского региона [Текст] : дис. … докт. филос. наук / С. Я. Прокофьев. – М., 2002. – С. 245.

26. Дьи, Д. Демократия и образование [Текст] / Д. Дьи ; перевод с англ. – М., 2000. – С. 75, 76.

27. Долженко, О. В. Очерки по философии образовании [Текст] / О. В. Долженко. – М., 1995.

28. Зернов, В. А. Неслабое звено или Вузы «плюшевой зоны» [Текст] / В. А. Зернов / Элитное образование. – 2005. – № 1. – С. 27.

29. Зернов, В. А. Показатель надежности вуза – степень его капитализации [Текст] / В. А. Зернов / Элитное образование. – 2006. – № 3. – С. 31-32.

30. Кормилицына, О. В. Модернизация культуры и образования в условиях глобализации и зависимого развития (социально-философский анализ) [Текст] : дис. … канд. филос. наук. – М., 2003. – С. 37.

В. В. Кафтан. Философско-информационные аспекты современного образования. С. 7782.

Рассмотрены проблемы, вызванные становлением информационного общества, развитием Интернет-технологий в контексте современного образования. Интернет как средство взаимодействия и высшее достижение информационных технологий может быть осмыслен в философии постмодернизма. Рассмотрены идеи Ж. Бодрийяра, Ж.-Ф. Лиотара, М. Макюэна, модель М. Постера.

Ключевые слова: постмодернизм, Интернет, информационные технологии, блог, знание, информация.

Библиографический список

1. Вирилио, П. Информационная бомба. Стратегия обмана [Текст] / П. Вирилио. – М., 2002. – С. 8.

2. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр. – М., 2000. – С. 111–112.

3. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар. – М. ; СПб., 1998.

4. Постер, М. Кибердемократия: Интернет и публичная сфера [Электронный текст] / М. Постер. – URL: http:/ecsocman.edu.ru/db/msg/109015.hrml

5. Маклюэн, М. Понимание медиа. Внешние расширения человека [Текст] / М. Маклюэн. – М.; Жуковский, 2003.

6. Куринной, И. Конец массы? [Текст] / И. Куринной // Независимая газета. – 2004. – 12 ноября.

7. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Текст] / Ю. Хабермас. – СПб., 2000. – С. 137.

ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

В. П. Каширин. Гносеологические проблемы социальной психологии. С. 86–93.

В статье рассматриваются основные, базовые гносеологические проблемы социальной психологии: её объект и предмет, проблематика.

Ключевые слова: социальная психология, макросреда, микросреда, психика, общность.

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М., 2004.

2. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н. И. Шевандрин. – М., 1995.

3. Битянова, М. Р. Социальная психология [Текст] / М. Р. Битянова. – М., 2001.

4. Шихирев, П. Современная социальная психология [Текст] / П. Шихирев. – М., 2000.

5. Социальная психология [Текст] / под ред. А. М. Столяренко. – М., 2001.

6. Крысько, В. Г. Социальная психология [Текст] / В. Г. Крысько. – М., 2002.

7. Аронсон Элиот. Общественное животное. Введение в социальную психологию [Текст] / Элиот Аронсон. – М., 2001.

Н. Н. Азарнов. Взаимодействие личностей в производственных организациях. С. 94–105.

В статье представлен теоретический анализ различных точек зрения к пониманию взаимодействия. Рассмотрены материалы исследований, опросов, экспериментов, проведенных автором.

Ключевые слова: взаимодействие, личность, рабочий, руководитель, цех, ситуация.

Библиографический список

1. Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии [Текст] / В. М. Бехтерев. – М. : Наука, 1994. – С. 314.

2. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. – М. : Наука, 1984. – С. 448.

3. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.

4. Руденский, Е. В. Социальная психология [Текст] : курс лекций / Е. В. Руденский. – М. : ИНФРА-М ; Новосибирск : НГАЭиУ, 1997. – 224 с.

5. Журавлев, А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования [Текст] / А. Л. Журавлев // Совместная деятельность: методология, теория, практика. – М. : Наука, 1988. – С. 28.

6. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / В. А. Сластенин. – М. : Изд. центр «Академия», 2001. – 480 с.

7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Логос, 2001. – 384 с.

8. Военная психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. – М. : Изд-во «Совершенство», 1998. – 384 с.

9. Бандура, А. Принципы социального научения [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс // Современная зарубежная социальная психология ; под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 55–60.

10. Ньюком, Т. М. Социально-психологическая теория интеграции индивидуального и социального подходов [Текст] / Ньюком, Т. М. // Современная зарубежная социальная психология ; под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 16–31.

11. Инженерная психология в военном деле [Текст] / В. М. Ахутин, Т. М. Зараковский, Б. А. Королев [и др.] ; под ред. Б. Ф. Ломова. – М. : Воениздат, 1983. – 224 с.

12. Давыдов, Г. А. Методологические проблемы психологии [Текст] / Г. А. Давыдов. – Голицыно, Голицынский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации. – 2003. – 103 с.

В. П. Каширин. Личность и социальная психология. С. 106–111.

В настоящей работе рассматриваются современные проблемы социальной психологии личности. Особое значение имеет изучение психической регуляции, психологических механизмов поведения и деятельности личности в социальной среде. Рассмотрены базовые основания личности в психической регуляции: система смысловых образований личности, Я-концепция личности, самооценка, механизм саморегуляции Я.

Ключевые слова: личность, смысл, образ, самооценка, воля, социальная психология.

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М., 2004.

2. Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст] / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М., 2001.

3. Социальная психология [Текст] / под ред. А. Л. Журавлева. – М., 2002.

4. Социальная психология [Текст] / под ред. А. М. Столяренко. – М., 2001.

5. Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст]. – М., 1999.

6. Холл, Э. Теории личности [Текст] / Э. Холл, Г. Линдсей. – М., 1999.

М. А. Лямзин, И. А. Баруздина. К проблеме формирования информационной культуры преподавателей высшей школы. С. 112–114.

В работе приведен анализ результатов анкетирования преподавателей образовательных учреждений, обучавшихся в центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Российского нового университета. Целью исследования была оценка уровня владения педагогами персональным компьютером, умений использовать различные информационные технологии и программные приложения в педагогической деятельности.

Ключевые слова: преподаватель, информационная культура, информатизация.

Библиографический список

1. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Ростов-на-Дону, 2005. – 448 с.

2. Брановский, Ю. Работа в информационной среде [Текст] / Ю. Брановский, А. Беляева // Высшее образование в России. – 2002. – № 1. – С. 81–87.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / под ред. Е. С. Полат. – М., 2003. – 272 с.

В. Н. Непопалов. Психологические особенности личности учителя как субъекта деятельности. С. 115–125.

Цель настоящего сообщения состоит в раскрытии содержания психологических особенностей учителя, проявляемых со стороны личности, деятельности и общения. Рассмотрены личностные качества педагога, особым образом выделены из них профессионально значимые качества, отмечены профессиональные противопоказания. Дана характеристика социально-профессиональной, гуманистической и познавательной направленности деятельности личности учителя. Выделены стилевые особенности деятельности учителя, определены типы профессиональных установок.

Ключевые слова: педагог, личностные качества, направленность, учитель.

Библиографический список

1. Бедерханова, В. П. Личностно-профессиональная позиция педагога [Текст] / В. П. Бедерханова. – Краснодар : Просвещение – Юг, 2001. – 67 с.

2. Киселёва, Е. В. Профессиональные особенности личности и деятельности успешного тренера [Текст] / Е. В. Киселева // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы VII Межд. науч. конгресс. – М. : СпортАкадемПрогресс, 2003. – Т. 1. – С. 249.

3. Киселёва, Е. В. Формирование субъект-субъектных отношений в воспитании спортсменов [Текст] / Е. В. Киселёва // ТиПФК, 2004. – № 9. – С. 59–63.

4. Коссов, Б. Б. Личностьи педагогическая одарённость: новый метод [Текст] / Б. Б. Коссов. – М. : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «Модэк», 1998. – 128 с.

5. Методология современной общей и спортивной педагогики [Текст] : материалы Всерос. науч. конф. / под общ. ред. С. Д. Неверковича, В. В. Гожина, Л. Д. Квиртии. – М. : РГУФК, 2004. – 372 с.

6. Митина, Л. М. Психология развития и здоровья педагога: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности [Текст]. Ч. 2 // Библиотека журнала «Вестник образования России». – 2005. – № 7. – 80 с.

7. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [Текст] / Л. М. Митина. – М. : Дело, 1994. – 216 с.

8. Педагогика физической культуры и спорта [Текст] : учебник / под ред. С. Д. Неверковича. – М. : Физическая культура, 2006. – 528 с.

9. Пономарчук, В. А. Физическая культура и становление личности [Текст] / В. А. Пономарчук, О. А. Аяшев. – М. : Физическая культура и спорт, 1991.

10. Рахматуллина, Р. С. Личность учителя в психической регуляции педагогической деятельности на уроке [Текст] / Р. С. Рахматуллина. – Уфа : Гилем, 1999. –123 с.

11. Симонов, В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя [Текст] / В. П. Симоновым. – М. : Международная педагогическая академия, 1995.

12. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с.

13. Юзефавичус, Т. А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения [Текст] : учебное пособие для преподавателей и студентов / Т. А. Юзефавичус. – М. : 1998.

Г. А. Давыдов. К проблеме закономерностей взаимодействия личностей в организации. С. 126130.

В статье представлены результаты исследования взаимодействия личностей в организации. Выделены основные закономерности взаимодействия людей. Даны определения некоторым социально-психологическим явлениям.

Ключевые слова: взаимодействие людей, восприятие, общение, взаимопонимание, межличностные отношения, настроение, общественное мнение, традиции.

Библиографический список

1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2005.

2. Азарнов, Н. Н. Социально-психологические явления, обусловленные взаимодействием личностей в производственной деятельности [Текст] / Н. Н. Азарнов, А. Н. Азарнова // Современные проблемы психологии, педагогики и образования. Вып 10. – М. : Педагогика, 2006.

3. Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии [Текст] / В. М. Бехтерев. – М. : Наука, 1994. – С. 314.

4. Крысько, В. Г. Социальная психология [Текст] : курс лекций / В. Г. Крысько. – М. : Омега-Л, 2005.

5. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : МГУ, 1972. – С. 279.

6. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. – М. : Наука, 1999. – С. 195.

7. Петровский, А. В. Социальная психология коллектива [Текст] / А. В. Петровский, Б. Е. Шпалинский. – М. : Просвещение, 1978.

8. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история [Текст] / Б. Ф. Поршнев. – М. : Наука, 1979. – С. 117.

С. В. Феоктистова. Адаптация детей к школе как задача системы образования. С. 131–137.

В работе рассматривается проблема адаптации детей к школе. Обозначены критерии диагностики школьной готовности. Даны общие рекомендации к организации процесса содействия адаптации детей к школе. Изложена современная концепция школьной готовности. Рассмотрены задачи тестирования в деле оценки готовности ребенка к школе и в процессе обучения.

Ключевые слова: адаптация, школа, дети, готовность, тестирование, диагностика.

Библиографический список

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Изд. «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995.

2. Keith, T. Research in School Psychology: What Can the Future Hold Directions / T. Keith // School Psychology Review. – Vol. 29. – 2000. – № 4. – P. 67.

3. Carlton, M. School Readiness: The Need for a Paradigm Shift / M. Carlton, A. Winsler // School Psychology Review. – Vol. 28. – 1999. – № 3. – P. 67–78.

4. Hirsch, R. Cultural literacy or what American need to know? / R. Hirsch. – Boston, 1987.

5. Hoskyn, M. Cognitive Processing of Low Achievers and Children with reading Disabilities : A Selective Meta-Analytic Review of the Published Literature / M. Hoskyn, L. Swanson // School Psychology Review. – Vol. 29. – 2000. – № 1.

Е. И. Юдина. Интеграция духовно-нравственной и психотерапевтической функций музыки в системе русской музыкальной эстетики XI-XVIII веков. С. 138–143.

В статье приведен анализ особенностей становления основ учения о социально- и психотерапевтических функциях музыки в русской музыкальной эстетике XI – XVIII веков.

Ключевые слова: музыка, русская культура, русская музыкальная эстетика, гармония, песенность.

Библиографический список

1. Аверинцев, С. С. Крещение Руси и путь русской культуры [Текст] / С. С. Аверинцев // Страницы русской зарубежной печати. – Мюнхен-Москва, 1988.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. [Текст]. – М., 1985.

3. Домострой [Текст] / сост., вступ. статья, пер. и комментарии В. В. Колесова. – М., 1990.

4. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков [Текст] / сост. А. И. Рогов. – М., 1973.

5. Орлова, Е. Лекции по истории русской музыки [Текст] / Е. Орлова. – М., 1977.

6. Психотерапия [Текст] : учебник / под ред. Б. Д. Карвасарского. – 2-е изд. – СПб., 2002.

7. Фамицын, А. С. Скоморохи на Руси [Текст] / А. С. Фамицын А. С. – СПб., 1889.

8. Ундольский, В. Замечания о церковном пении в России [Текст] / В. Ундольский // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1846.

В. В. Бетурлакин. Эффективность и качество социального обслуживания: анализ мнений сотрудников социальных служб. С. 144–149.

В статье представлены результаты количественного исследования, проведенного в трех городах (Саратов, Самара, Балаково) и двадцати одном районе Саратовской и Самарской областей с целью выяснения представлений сотрудников социальных служб об эффективности и качестве социального обслуживания.

Ключевые слова: социальный работник, сотрудник, социальное обслуживание.

Библиографический список

1. Бочарова, В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход [Текст] / В. Г. Бочарова. – М. : Институт педагогики соц. работы РАН, Ассоциация социальных педагогов и соц. работников РФ, 1999. – С. 144.

2. Анидалов, А. Ю. Непрерывное образование и перспективы университетского развития [Текст] / А. Ю. Анидалов, В. Е. Есипов // Информационные технологии и управление в образовании : доклады Российской научно-метод. конф. (26-29 ноября 2002 г.) – Балаково : СООО «АН ВЭ», 2002. – С. 70.

3. Мостовая, И. В. Социальное расслоение: символический мир метаигры [Текст] / И. В. Мостовая; Институт «Открытое общество». – М., 1996. – С. 118–119.

4. Володина, Л. В. Моральность, религиозность, социальность в философии М. Вебера [Электронный вариант статьи] / Л. В. Володина. – URL: http://anthropology.ru/ru/texts/volodina/secular_37.html

5. Певзнер, М. Н. Профессионализация в современном социальном контексте [Электронный вариант статьи] / М. Н. Певзнер, А. Г. Ширин – URL: http://edu.novgorod.ru

6. Григорьев, Д. А. Динамика целеполагания в процессе профессионализации (на материале становящейся деятельности) [Текст] : дис. … канд. психол. Наук : 19.00.07 : на правах рукописи / Д. А. Григорьев. – М., 1998. – С. 4, 8.

К. А. Курзова. Отношений родителей к детской одаренности как фактор развития одаренной личности. С. 150–154.

Рассмотрено несколько типов отношений родителей к детской одаренности. Представлены результаты исследований автора, целью которых было изучение особенностей социального восприятия одаренности в семье.

Ключевые слова: родители, одаренные дети, семья, талант.

Библиографический список

1. Гильбух, Ю. З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю. З. Гильбух. – М. : Знание, 1991.

2. Лейтес, Н. С. Бывают выдающиеся дети… [Текст] / Н. С. Лейтес // Семья и школа. – 1990. – № 3.

3. Матюшкин, А. М. Загадки одаренности [Текст] / А. М. Матюшкин. – М., 1993.

4. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений [Текст] : курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М. : Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

5. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ [Текст] / К. Хорни ; общ. ред. Г. В. Бурменской : пер. с англ. – М. : Изд. гр. «Прогресс» «Универс», 1993. 480 с.

6. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность [Текст] / В. С. Юркевич. – М. : Просвещение, 1996.

7. Холодная, М. А. Основные формы проявления одаренности у взрослых [Текст] / М. А. Холодная // Одаренный ребенок. Наука – педагогу. – 2003. – № 3. – С. 6–9.

8. Шмелев, А. Г. Семантический код и возможности матричной психодиагностики [Текст] / А. Г. Шмелев // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1990. – № 3. – С. 23–28.

9. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики [Текст] / В. Ф. Петренко. – Смоленск, 1997.

И. Е. Григорович. Проблема становления профессиональной идентичности личности. С. 155–158.

Рассмотрены внешние и внутренние источники формирования профессиональной идентичности личности. Раскрыта динамика становления профессиональной идентичности на примере анализа стадий, которые проходит психолог-консультант в своем развитии.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, личность, стадия, возбуждение, зависимость, деятельность, насыщение, идентичность, спокойствие.

Библиографический список

1. Абраменкова, В. В. Проблема отчуждения в психологии [Текст] / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 5–13.

2. Андреева. Г. М. Психология социального познания [Текст] / Г. М. Андреева. – М., 1997.

3. Антонова, Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии [Текст] / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 131–143.

4. Белинская, Е. П. Временные аспекты «Я»-концепции и идентичности [Текст] / Е. П. Белинская // Мир психологии. – 1999. – № 3. – С. 140–147.

5. Идентичность [Текст] : хрестоматия / сост. Л. Б. Шнейдер. – М. : МПСИ; «МОДЭК», 2003. – 272 с.

6. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. – М., Воронеж, 1996.

7. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. – Ростов-на-Дону, 1999.

8. Хамитова, И. Ю. Развитие профессиональной идентичности консультанта [Текст] / И. Ю. Хамитова // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2000. – № 1. – С. 10–16.

9. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность [Текст] : монография / Л. Б. Шнейдер. – М. : МОСУ, 2001. – 256 с.

10. Шнейдер, Л. Б. Пособие по психологическому консультированию [Текст] / Л. Б. Шнейдер. – М. : Ось-89, 2003. – 272 с.

11. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М. : Прогресс, 1996.

Л. Ф. Щербачева. Авторский подход к проектированию обучения будущих юристов правовой информатике. С. 159–164.

В работе дано теоретическое обоснование разработки и внедрения в практику обучения будущих юристов инновационных профессионально-ориентированных учебных дисциплин образовательной области «Информатика». Рассмотрены основные тенденции развития современной информационно-правовой среды. Представлена модель методической системы профессионально-ориентированного курса информатики.

Ключевые слова: информатика, юрист, право, информационно-коммуникационные технологии, правовая информатика, блок, учебная дисциплина.

Библиографический список

1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации [Текст] // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы». – 1998. – № 3–4 (13–14).

2. Собрание законодательства Российской Федерации [Текст]. – 2002. – № 5. – Ст. 531.

3. Программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы [Электронный текст]. – URL: http://www.programs-gov.ru/cgi-bin/index.cgi?prg=60&year=2006

4. Новиков, Д. Б. О роли негосударственных компаний в обеспечении доступа граждан к правовой информации [Электронный текст]. – URL: http://elaw.ru/stories.php?story=04/11/26/1983298

5. Воскобитова, Л. А. Практические навыки юриста и обучение им [Текст] / Л. А. Воскобитова // Юридическое образование: новые подходы в России и Западной Европе. – М., 2001. – URL: http://rli.consultant.ru/magazine/2005/02/law_educ/art5/

6. Жалинский, А. Э. Основы профессиональной деятельности юриста (введение в специальность) [Текст] / А. Э. Жалинский. – Смоленск : СГУ, 1995. – С. 3.

7. Кузнецов, А. А. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) [Текст] / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина, Н. В. Матвеева, Л. В. Милохина // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – С. 2–12.

8. Кузнецов, А. А. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) [Текст] / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина, Н. В. Матвеева, Л. В. Милохина // Информатика и образование. – 2004. – № 2. – С. 24.

9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 – юриспруденция. Квалификация – юрист [Текст]. – М. : Министерство образования РФ, 2000.

10. Талызина, Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста [Текст] / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский. – Саратов, 1987.

ФИЛОЛОГИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТОЛОГИИ, ЯЗЫКОЗНАНИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИИ

М. В. Хитина. Проблемы членения устно-речевого дискурса. С. 168–171.

В работе исследован аутентичный дискурсивный корпус русской речи, относящийся к специфической сфере коммуникации, связанной с лингвистической экспертологией (телефонные разговоры). Выделены несколько уровней сегментации материала.

Ключевые слова: дискурс, разговорная речь, реплика, членение, телефонный разговор.

Библиографический список

1. Бубнова Г. И. Коммуникативный подход к фонетическому уровню языка [Текст] / Г. И. Бубнова // Лингвистика на исходе ХХ века: итоги и перспективы : тез. докл. межд. конф. – М., 1995. – С. 77–79.

2. Величкова, Л. В. Психолингвистическая значимость единиц звучащей речи [Текст] / Л. В. Величкова // Языковое сознание: содержание и функционирование : тез. докл. XIII Межд. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М., 2000. – С. 44–45.

3. Иссерс, О. К. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О. К. Иссерс. – 2-е изд., стереотипное. – М. : Едиториал УРСС, 2002.

4. Костромская, Н. С. Системный характер временной организации спонтанного реплицирования [Текст] / Н. С. Костромская // Проблемы спонтанной разговорной речи : труды МГИИЯ им. М. Тореза. – Вып. 332. – М., 1989. – С. 104–112.

5. Макаров. М. Л. Интерпретационный анализ дискурса в малой группе [Текст] / М. Л. Макаров. – Тверь : Тверской гос. ун-т, 1998.

6. Матвеева. Т. В. Непринужденный диалог как текст [Текст] / Т. В. Матвеева // Человек – Текст – Культура : коллективная монография. – Екатеринбург : Ин-т развития регионального образования, 1994. – С. 125–140.

7. Поплавская, Т. В. Сегментная фонетика и просодия устной речи [Текст] / Т. В. Поплавская. – Минск : Минский гос. пед. ин-т иностр. яз., 1993.

8. Поплавская, Т. В. Ритмическая структура речи и фонетическая подсистема языка [Текст] : автореф. дис. … докт. филолог. наук / Т. В. Поплавская. – Минск, 1995.

9. Потапова, Р. К. Теоретические и прикладные аспекты речевой сегментологии [Текст] / Р. К. Потапова // Проблемы фонетики II. – М. : Ин-т русского языка РАН, 1995. – С. 7–20.

10. Хитина, М. В. Выделение темы в устно-речевом дискурсе [Текст] / М. В. Хитина // Вестник Российского нового университета. Серия «Филология». Вып. 5. – 2004. – С. 11–16.

11. Stock, E. Phonothek Lehrerhandreichungen [Текст] / E. Stock, U. Hirschfeld. – Leipzig, Berlin, Munchen, Wien, Zurich, New York : Langenscheidt, Verlag Enzyklorgdie, 1996.

12. Wenk, R. Intonation als “actuelle Glierung”: experimentelle Untersuchungen an Slavichen Ensheidungs – und Erlnzungsfragen // Arbeiten zur Sprachanalyse 15 / Hrsg. K. Ehlig. – Frankfurt a. M.; Berlin; Bern; New York; Paris; Wien; Peter Lang Verlag, 1992.

К. Я. Сигал. Сочинительная связь как синтаксический процесс (к проблеме функционально-динамического моделирования однородных членов предложения). С. 172–177.

В работе представлен анализ допарадигмальных вариантов функционально-динамического моделирования однородных членов предложения в их различном терминологическом обозначении.

Ключевые слова: сочинительная связь, предложение, сочинение, однородные члены предложения.

Библиографический список

1. Акимова, Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка [Текст] / Г. Н. Акимова. – М., 1990.

2. Бабайцева, В. В. Явления переходности в грамматике русского языка [Текст] / В. В. Бабайцева. – М., 2000.

3. Жинкин, Н. И. Язык, речь, творчество [Текст] : исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н. И. Жинкин. – М., 1998.

4. Закиев, М. З. Татарская грамматика [Текст]. Том III. Синтаксис / М. З. Закиев. – Казань, 1995.

5. Норман, Б. Ю. Грамматика говорящего [Текст] / Б. Ю. Норман. – СПб., 1994.

6. Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении [Текст] / А. М. Пешковский. – 8-е изд. – М., 2001.

7. Сигал, К. Я. Сочинительные конструкции в тексте. Опыт теоретико-экспериментального исследования (на материале простого предложения) [Текст] / К. Я. Сигал. – М., 2004.

8. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка [Текст] / А. А. Шахматов. – 3-е изд. – М., 2001.

М. А. Татаринова. Лингвостилистические и социокультурные особенности некоторых видов иноязычной письменной речи (на материале английского языка). С. 178–185.

Рассмотрены два вида продуктивной письменной речи (ПР): учебная и коммуникативная. Представлена классификация письменных текстов. Показаны различия в написании личных, официальных и благодарственных писем, сочинения, изложения, библиографического описания, конспекта и т.д. Выработаны некоторые методические рекомендации для осуществления обучения иноязычной ПР.

Ключевые слова: письменная речь, коммуникация, текст, письмо, сочинение, изложение, перевод, библиографическое описание, аннотация.

Библиографический список

1. Антонова, И. Б. Методическая эффективность использования письма как средства обучения аргументированию [Текст] : дис. … канд. пед. наук / И. Б. Антонова. – М., 1994.

2. Бабушис, Е. Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования и аргументации на старшем этапе в школах с углубленным изучением английского языка [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Е. Е. Бабушис. – Тамбов, 2000.

3. Вейзе, А. А. Теория и практика порождения вторичного текста в курсе вузовского обучения иностранному языку ( на материале англ. языка) [Текст] : дис. … докт. педаг. наук / А. А. Вейзе. – Минск, 1993.

4. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков [Текст] / И. Л. Колесникова, О. А. Долгова. – СПб., 2001. – С. 110–195.

5. Кузьмина, Л. Г. Социокультурные аспекты развития иноязычной письменной речи в послевузовском образовании [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Л. Г. Кузьмина. – М., 1998.

6. Мильруд, Р. П. Методика обучения иноязычной письменной речи [Текст] / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – М., 1997. – № 2. – С. 5–11.

7. Четвернина, М. И. Методика обучения учащихся старших классов созданию вторичных текстов на материале аутентичной информации Интернета (на материале английского языка) [Текст] : дис. … канд. пед. наук / М. И. Четвернина. – М., 2003.

8. Haliday, M.A.K. Cohesion in English / M. A. K. Haliday, R. Hasan. – London, 1987.

9. Haliday, M.A.K. Spoken and Written Language / M. A. K. Haliday. – Victoria, 1985.

Н. Л. Огуречникова. Логическая семантика класса в английских высказываниях с артиклями. С. 186–193.

Рассмотрено отношение неопределенного артикля к логической классификации и языковой таксономии. Употребление любого артикля, определенного или неопределенного, связано с маркировкой границ соответствующей речевой единицы.

Ключевые слова: артикль, классификация, языковые средства, английский язык.

Библиографический список

1. Огуречникова, Н. Л. Английский артикль: к вопросу о количественности в языковом мышлении [Текст] / Н. Л. Огуречникова. – М., 2006.

2. Селиверстова, О. Н. Труды по семантике [Текст] / О. Н. Селиверстова. – М., 2004.

3. Штелинг, Д. А. Грамматическая семантика английского языка [Текст] /Д. А. Штелинг. – М., 1996.

4. Фреге, Г. Понятие и вещь [Текст] / Г. Фреге. – Opera Selecta. – М., 1997. – С. 380–396.

5. Burton-Roberts, N. On the generic Indefinite Article / N. Burton-Roberts // Language. – Vol. 56. – 1976. – № 2. – P. 427–448.

Е. М. Евдокимова. О некоторых современных тенденциях французской разговорной речи (на примере разговорной речи парижан 20-30 лет). С. 194–200.

В данной статье предпринята попытка обобщения данных об основных тенденциях, наметившихся в современном французском произношении, представленных в трудах отечественных и зарубежных лингвистов за последние сорок лет. Отмечается, что современная разговорная речь характеризуется огромным количеством реализаций, находящихся в промежуточной области, что в очередной раз подтверждает существование средних гласных звуков. Рассмотрены различные тенденции и особенности в изменении произношения.

Ключевые слова: разговорная речь, произношение, лингвистика, парижане, французский язык.

Библиографический список

1. Барышникова, К. К. Разговорная речь как одна из форм устной речи [Текст] / К. К. Барышникова // Экспериментальная фонетика. – Минск, 1974.

2. Земская, Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения [Текст] / Е. А. Земская. – М., 1987.

3. Соколова, В.С. Фонетика французской разговорной речи [Текст] / В. С. Соколова, Н. И. Портнова. – М., 1990.

4. Léon, P. Précis de phonostylistique. – P., 1993.

5. Malmberg, B. Observation sur le système vocalique du français / Т. И. Лалова, М. Ю. Вертиева. Хрестоматия по фонетике французского языка. – М., 2002.

6. Martinet, A. Dictionnaire de la pronunciation française dans son usage reel / A. Martinet, H. Walter. – P., 1973.

Э. Б. Яковлева. Просодическая коннекция как фактор, оптимизирующий рецептивный процесс. С. 201–203.

В статье изложены результаты аудитивного эксперимента с привлечением информантов – носителей немецкого и русского языков.

Ключевые слова: аудитор, носители языка, русский язык, немецкий язык, аудитивный анализ.

О. В. Тимашева. Интонация в языке джаза и литературе. С. 204–211.

В статье рассмотрены различные стили классического джаза. В двадцатые годы ХХ в., импровизация литературная шла параллельно с импровизациями блюзовых ансамблей и негритянских оркестров. Предпринята попытка оценить сущность интонации в сущности джаза.

Ключевые слова: джаз, джазовый век, новоорлеанский стиль, диксиленд, кун, свинг, музыкальное искусство, интонация, культура.

Библиографический список

1. Вежбицкая, Л. А. Понимание культур через посредство ключевых слов [Текст] / Л. А. Вежбицкая. – М., 2000.

2. Денисов, А. К проблеме семиотики музыки [Текст] / А. Денисов // Музыкальная академия. – 2000. – № 1.

3. Жинкин, Н. И. Язык-речь-творчество [Текст] / И. Н. Жинкин // исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. – М., 1998.

4. Королев, О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия [Текст] / О. К. Королев. – М., 2002.

5. Лотман, Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур [Текст] / Ю. М. Лотман // новая литература по культурологи : дайджест. – М., 1995. – № 3.

6. Панасье, Ю. История подлинного джаза [Текст] / Ю. Панасье. – Ставрополь, 1991.

7. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства [Текст] / В. Н. Холопова. – СПб., 2006.

Н. А. Ковалева. Авторская концепция и языковая картина мира в эпистолярном творчестве А. П. Чехова. С. 212–216.

В эпистоляриях А. П. Чехова содержатся ценнейшие материалы, раскрывающие круг его эстетических объектов и позволяющие утверждать, что язык его писем принадлежит искусству. Художественная реальность (индивидуальная картина мира) эстетически сконструирована: Мастер, отражая свое миропонимание через этическое и эстетическое, передает последующим поколениям структуру понимания культурных установлений, представлений и ценностей.

Ключевые слова: картина мира, письма, творчество.

Библиографический список

1. Гегель, Г. Ф. Эстетика [Текст]. Т. I / Г. Ф. Гегель. – М., 1968.

2. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию [Текст]. – М., 1984.

3. Петровский В. А. Личность психологии: парадигма субъективности [Текст] / В. А. Петровский. – Ростов-на-Дону, 1996.

4. Постовалова, В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека [Текст] / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. – М., 1988. – С. 8–69.

5. Потебня, А. А. Из лекций по теории словесности: Басня. Пословица. Поговорка [Текст] / А. А. Потебня. – Харьков, 1894.

М. Н. Дмитриевская. Интонационные особенности поэзии Марины Цветаевой в английских и испанских переводах. С. 217–221.

В данной статье предпринята попытка взглянуть на цветаевское «Intonation: intention vocale» (Цветаева, 1997, 236) под несколько иным углом: «Intonation: into nation». Другими словами, рассмотривается, как «голосовой умысел» поэта проявляет себя в условиях интонационных особенностей английского и испанского языков.

Ключевые слова: интонация, творчество, поэзия, перевод, ритм, английский язык, испанский язык.

Библиографический список

1. Айзенштейн, Е. О. Построен на созвучьях мир [Текст] / Е. О. Айзенштейн // Звуковая стихия М. Цветаевой. – СПб., 2000.

2. Гаспаров, М. Очерк истории европейского стиха [Текст] / М. Гаспаров. – М., 2003.

3. Саакянц, А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество [Текст] / А. Саакянц. – М., 1999.

4. URL: http://www.geocities.com/Paris/Parc/2331/russpoets/marina.html

5. URL: http://www.kirjasto.sci.fi/tsveta.html

6. URL: http://www.epdlp.eom/t.html

7. URL: http://max.mmlc.northwestern.edu/-indenner/Demo/poetpage/tsvetaeva.html

Т. Г. Петухова. Функционирование фразеологических единиц в письмах И. С. Тургенева. С. 222–225.

В статье рассмотрены специфические особенности тургеневских эпистолярных текстов, в частности, авторское фразеографирование, заключающееся в том, что рядом с фразеологической единицей сосуществует её писательская трактовка. Тургеневские дефиниции выполняют особую роль. Рассмотрены некоторые из видов преобразований фразеологических единиц, отмеченных в письмах И. С. Тургенева.

Ключевые слова: письма, фразеологические единицы, языковые средства, русский язык.

Библиографический список

1. Алексеев, М. П. Вступительная статья [Текст] // И. С. Тургенев. Полн. собр. соч. и писем. В 28 т. Т. 1 : Письма. – С. 15–144.

2. Ковалева. Н. А. Русское частное письмо XIX века. Коммуникации. Жанр. Речевая структура [Текст] / Н. А. Ковалева. – М., 2001.

3. Шанский, Н. М. Фразеология современного русского языка [Текст] / Н. М. Шанский. – М., 1985.

4. Фразеологический словарь русского языка [Текст] / под ред. А. И. Молоткова. – М., 1978.

У. Ю. Иванова. Представление ассоциативного поля «дом» в испанском и русском языках. С. 226–227.

В настоящей работе представлены результаты ассоциативного эксперимента с группой информантов-носителей и неносителей испанского языка. Данный эксперимент основан на методе обратных ассоциаций: от слов-реакций – кт слову-стимулу, который позволяет выявить значение слова-стимула. В ходе анализа данных ассоциативных экспериментов сделаны выводы.

Ключевые слова: испанский язык, русский язык, картина мира, ассоциации, лексикон, эксперимент.

Библиографический список

1. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] / С. Г. Тер-Минасова. – М., 2000.

Д. В. Белан. Некоторые аспекты функционирования комплимента в речи американской и французской языковой личности. С. 228–231.

В настоящей работе проведено исследование частотности употребления и функционирования различных типов комплиментов в двух коммуникативных культурах на основе материала современных кинофильмов, художественной литературы, а также данных проведенного анкетирования. Данные, полученные в ходе анализа кинематографического и художественного материала, подкреплены данными анкетирования, проведенного с участием носителей исследуемых языков.

Ключевые слова: комплимент, языковая личность, американский английский язык, французский язык.

Библиографический список

1. Гуревич, П. С. Философия культуры [Текст] / П. С. Гуревич. – М. : Аспект Пресс, 1995.

2. Леонтович, О. А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию [Текст] : учебное пособие / О. А. Леонтович. – Волгоград, 2003.

3. Лотман, Ю. М. Семиосфера [Текст] / Ю. М. Лотман. – СПб. : Искусство, 2000.

4. Dictionnaire Hachette Encyclopedique. – P. : Hachette Livre ill., 1999.

5. Hornby, A. S. Oxford Advanced Learner“s Dictionary of Current English. – 6 ed. – N.Y. : Oxf. Univ. Press, 2000.

6. Kipfer, B. A. Roget“s 21st Century Thesaurus in dictionary form. – N.Y. : Dell Publ., 1992.

7. Le petit Larousse compact. – P. : Larousse, 2006.

8. Lutz, W. D. The Cambridge Thesaurus of American English. – N.Y. : Cambr. Univ. Press, 1994.

9. Mauchamp, N. Les français : Mentalités et comportements. – P. : Fr. Lepage, 1998.

10. Rey-Debove, J. Le Robert des jeunes dictionnaire de la langue française. – P. : Dict. le Robert, 1991.

11. Robert, P. Le nouveau Petit Robert. Dictionnaire alphabetique et analogique de la langue française. – P. : Dict. le Robert, 2006.

12. The American Heritage Dictionary of the English language. française. – 4th ed. – Boston : N.Y. : Houghton Mifflin comp., 2000.

13. Webster“s unabridged dictionary. – 2 ed. – N.Y. : Random House, 2001.

Н. А. Мыльцева. Концепция языкового образования в специализированных вузах: реализация основных принципов гуманистической педагогики. С. 232–239.

Рассмотрены основные принципы построения современной методики обучения иностранным языкам. Изложены основные идеи гуманизма в педагогике. Рассмотрены различные подходы к трактовке принципов гуманистической педагогики.

Ключевые слова: концепция, языковой образование, гуманизация образования, гуманизм, личность, гуманистическая педагогика.

Библиографический список

1. Алексеев, Н. А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения [Текст] : автореф. дис. … д.п.н. / Н. А. Алексеев. – Екатеринбург, 1997.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2000.

3. Румянцева, И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология [Текст] / И. М. Румянцева. – М. : ПЕРСЭ, 2004.

4. Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 28–37.

5. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст] : учебное пособие для студентов вуза / под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2006. – С. 19, 20, 23.

6. Федотовская, Е. И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах (на примере общественно-политической тематики, английский язык) [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Е. И. Федотовская. – М., 2005. – С. 46.

7. Почему не удается компенсировать недостаточную обоснованность современного содержания образования? [Текст] : круглый стол журнала : разговор с академиком РАО В. В. Краевским // Проблемы теории и методики обучения. – 2003. – № 7. – С. 118.

8. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова. – М. : Академия, 2000. – С. 32.

9. Дьюи, Дж. Демократия и образование [Текст] / Дж. Дьюи. – М. : Педагогика-Пресс, 2000.

10. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дж. Дьюи. – М., 1922.

11. Орлов, А. Б. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI в. [Текст] / А. Б. Орлов. – М. : Когиро – центр, 2005. – С. 115.

12. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Г. Маслоу ; пер. с англ. А. М. Татлыдаевой. – СПб. : Изд. группа «Евразия», 1997.

13. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / А. Амонашвили. – М. : Наука, 1996. – С. 77–95.

14. Берулава, М. Н. Общепедагогические подходы к гуманизации образования [Текст] / М. Н. Берулава // Педагогика. – 1994. – № 5.

15. Гавриловец, К. В. Гуманистическое воспитание в школе [Текст] / К. В. Гавриловец. – минск, 2000.

16. Иванов, М. Г. Принципы гуманизации образовательного процесса и их реализация в условиях школы-комплекса [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / М. Г. Иванов. – Нижний Новгород, 1997.

17. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы [Текст] / Е. Н. Шиянов. – М. – Ставрополь, 1991.

18. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парад, проекции, практики [Текст] / А. Б. Орлов. – М. : Академия, 1995. – С. 102, 103, 107.

Поиск
Актуально

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика