Вы, студенты, аспиранты и выпускники Российского нового университета,
cо временем сформируете костяк гражданского общества,
которое сможет вывести страну на более высокий уровень развития.
С. П. Капица, научный руководитель РосНОУ (1999-2012)

Выпуск 1, 2008 год

Серия «Филология»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТОЛОГИИ, ЯЗЫКОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

А. Т. Рахманова. Категории общения, речевой деятельности и межкультурной коммуникации. С. 1013.

В статье освещаются проблемы поликультурности и содержания этнокультурного образования, что очень важно, по мнению автора, в связи с возросшими требованиями рынка к подготовке специалистов, владеющих иностранным языком и способных к межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: общение, коммуникация, речевая деятельность, межкультурная коммуникация.

Библиографический список

1. Гудков Д.Б. Прецедентные феномены в языковом сознании и межкультурной коммуникации. – М., 1999.

2. Девятова Г.Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации. – Сибай, 2002.

3. Емельянова З.В. Формирование интерактивной компетенции языковой личности при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. – Якутск, 2000.

4. Изместьева И.А. Обучение межкультурной коммуникации будущих учителей иностранного языка. – Якутск, 2002.

5. Иконникова Н.К. Современные западные концепции межкультурной коммуникации. – М., 2003.

6. Межкультурная коммуникация и проблемы обучения неродному языку. – Самара, 2003.

7. Наместникова И.В. Межкультурная коммуникация как социальный феномен. – М., 2003.

8. Николаева Л.В. Педагогические основы обучения межкультурной коммуникации в условиях интегрированного курса гуманитарных дисциплин. – Якутск, 1999.

9. Обучение иностранным языкам как средству межкультурной коммуникации и профессиональной деятельности. – Пермь, 2003.

10. Паперная Н.В. Формирование готовности будущего учителя к межкультурной коммуникации. – Краснодар, 2003.

11. Проблемы межкультурной коммуникации в современном образовательном пространстве. – Тобольск, 2003.

12. Теория языка и межкультурной коммуникации. Межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 2003.

13. Трегубова Е.Н. Подготовка учителя иностранного языка по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» с учётом эмоционального фактора. – Воронеж, 2001.

14. Язык и межкультурная коммуникация: проблемы лингвистики и методики преподавания. – Куган, 2001.

15. Язык и межкультурная коммуникация: проблемы и перспективы. – Ростов-на-Дону, 2003.

У. Ю. Иванова. Особенности взаимодействия и усвоения иностранных языков в условиях билингвизма и трилингвизма. С. 14–18.

В статье анализируются особенности обучения второму иностранному языку, даются методические рекомендации по устранению недостатков в практике подготовки специалистов, владеющих несколькими иностранными языками.

Ключевые слова: билингвизм, трилингвизм, интерференция.

Библиографический список

1. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический сборник. – М., 1996.

2. Ярийцева В.Н. Контрастивная лингвистика. – М., 1981.

М. Н. Алексеева. К вопросу о форме выражения межфразовой связи. С. 19–21.

Статья посвящается проблемам синтаксиса непрерывности текста. Автор обращает внимание на роль вспомогательных компонентов текста (союзов, союзных слов и их эквивалентов), которые не только выполняют функцию своеобразных скреп, обеспечивая структурную целостность текста, но и способствуют достижению дифференцированной и точной передаче разнообразных логических отношений между частями текста.

Ключевые слова: текст, предложения, наречие.

Библиографический список

1. Блох М.Я. Вопросы классификации синтаксических связей в последовательности предложений. // Вопросы германо-романского языкознания и методики преподавания иностранных языков: Материалы IV межвузовской конференции Восточно-Сибирской зоны. Т. I. – Иркутск, 1968. С. 66–73.

2. Блох М.Я. Надфразовый синтаксис и синтаксическая парадигматика. // Научные труды МГПИ им. В.И. Ленина. – М., 1973. С. 195–225.

3. Дымарский М.Я. Дейктический модус текста и единиц текстообразования. // Проблемы функциональной грамматики. – СПб, 2000. С. 258–274.

4. Пегова И.А. Союзные наречия и их эквиваленты в современном английском языке. – М.: Рукоп. деп. «Новая советская литература по общественным наукам. Языкознание». 1980. № 9.

5. Сухова Л.В. Контекстуальная связь предложений. – Киев, 1982.

Т. Б. Бонч-Осмоловская. Поэтические фрактальные формы: повторы и вариации. С. 22–29.

Фрактал – это произведение искусства, представленное в виде последовательности подобий, распространяющихся на бесконечность. Статья посвящена анализу такого интересного явления, часто встречающегося в поэтическом творчестве.

Ключевые слова: фрактал, повторы, вариации, текст.

Библиографический список

1. Борхес Л. Соч.: В 3 т. Т. 1.

2. Зенкин А. Автоматическая классификация парадоксов логики и математики: об одной «физической» модели парадокса // Новости искусственного интеллекта. 1977. № 3. С. 79.

3. Зенкин А. Новый подход к анализу проблемы парадоксов //Вопросы философии. 2000. № 10. С. 70–90.

4. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». Рассказывание процесса // Эко У. Имя Розы. – СПб., 1997.

5. Федер Е. Фракталы / Пер. с англ. – М., 1991.

А. С. Данилов. О семантике древнеисладского цветообозначения blár. Синий плащ в «Эдде» и саге. С. 30–40.

Автор статьи, вопреки мнению некоторых учёных, последовательно анализируя тексты указанных памятников, приходит к выводу, что в древнеисландском цветообозначении прилагательное употреблялось с семантикой «синий».

Ключевые слова: семантика, цветообозначение, сага.

Библиографический список

1. Смирницкая О.А. Цветообозначения в «Эдде» в освещении исторической поэтики: rauðr и fölr // Скандинавские языки. Вып. 5. – М., 2001.

2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.: В 4 т. / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. – М., 1987.

3. An Anglo-Saxon dictionary based on the manuscript collections of the late Joseph Bosworth. Edited and enlarged by T. Northcote Toller. – Oxford university press, Humphrey Milford, 1898.

4. Cleasby R. Vigfusson G. An Icelandic-English Dictionary. Init. by Cleasby R., revised, enlarged and Mead W. Color in Old English Poetry // Publications of the Modern Language Association of America. Vol. XIV, 2. – Chicago, 1899.

5. Partridge E. Origins. A Short Etymological Dictionary of Modern English. Routeledge & Kegan Paul. – L., 1958.

6. Vries J. de. Altnordisches Etymologisches Wörterbuch. – Leiden, 1961.

7. Vries J. de. Altnordische Literaturgeschichte. Band I. 2 Aufl. – Berlin, 1964.

8. Wyler S. Old English Colour Terms and Berlin and Kay’s Theory of Basic Colour Terms // Tübinger Beiträge zur Linguistik. – Tübingen, 1984.

9. Edda. Die Lieder von Codex Regius nebst verwandten Denkmälern / Hrsg. von G. Neckel. – Heidelberg, 1983.

10. Snorri Sturluson. Edda / Udg. af Finnur Jónsson. 2 udg. – Köbenhavn, 1966.

11. Brennunjáls saga / Halldór Kiljan Laxness gaf ut. – Reykjavík, 1945.

12. Egils-saga. Sive Egilii Skallagrimii vita. – Kopenhagen, 1809.

13. Eiríks Saga Rauða. La saga d’Éric Le Rouge / Texte islandais avec introd., trad., notes et glossarie de Maurice Gravier. – P., Aubier, 1955.

14. Gísla saga Súrssonar / Udg. Af Agnete Loth. – Köbenhavn, 1956.

15. Hrafnkels saga Freysgoða / Udg. Af Jón Helgason. 3 udg. – Köbenhavn, 1961.

16. Snorri Sturluson. Heimskringla / Íslenzk fornrit. Bd. 26. – Reykjavík, 1941.

17. Völsunga-Saga. The saga of the Volsungs / Ed. and transl. by R. G. Finch. – L., 1965.

18. Beowulf and the Fight at Finnsburg / Ed. by Fr. Klaeber. 3-d ed. D. C. Heath & Co. – Boston, 1968.

19. Старшая Эдда / Пер. А.И. Корсуна // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Библиотека всемирной литературы. Т. 9. –М.: Художественная литература, 1975.

20. Младшая Эдда / Пер. О.А. Смирницкой; ред. и комм. М. И. Стеблин-Каменского. – М.: Наука, 2005.

21. Снорри Стурлусон. Круг Земной / Изд. подг. А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. – М.: Наука, 1980.

22. Сага о Волсунгах / Пер. Б.И. Ярхо // Корни Иггдрасиля. – М.: Терра, 1997.

Н. Е. Грушко. «Гастрономическая» метафора в художественных и публицистических текстах. С. 41– 47.

В статье рассматривается проблема функционирования «гастрономической» метафоры в художественных и публицистических текстах, описываются три типа классификаций метафор; представлено функционирование «гастрономической» метафоры в политическом и литературно-критическом дискурсах, приводящее к синтезу речевых жанров художественного, публицистического и гастрономического дискурсов.

Ключевые слова: метафора, дискурс, текст.

Библиографический список

1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. − М.,1990. С. 5–32.

2. Гак В.Г. Рецензия: Баранов А.Н. Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю) // ВЯ. 1993. № 3.

3. Кондильяк де Э.Б. Трактат об ощущениях // Соч. в 3 т. Т. 2. – М.,1982. С. 189–400.

4. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. − М., 2004.

5. Мерзлякова А.Х. Типы семантического варьирования прилагательных поля «Восприятие». − М., 2003 . С. 181−234.

6. Москвин В.П. Русская метафора. − М., 2006.

7. Пауль Г. Принципы истории языка. − М., 1960.

8. Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры. − М., 2002.

9. Русский язык конца ХХ столетия (1985–1990). − М., 2000.

Д. В. Драгайцев. Специфика речевых форм в драматических произведениях. С. 48−51.

Статья посвящена анализу особенностей структурно-языкового оформления монологической и диалогической речи. Наблюдения автора позволяют сделать вывод о том, что монологическая, диалогическая и полилогическая речевые структуры отличаются не только отбором языковых средств, но и объёмом эксплицитно реализованной информации.

Ключевые слова: монолог, диалог, полилог.

Библиографический список

1. Волькенштейн В.М. Драматургия. – М., 1969.

2. Кошевая И.Г. Текстообразующие структуры языка и речи. – М., 1983.

3. Хализев В.Е. Диалогическая речь и монологическая речь // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. C. 96.

4. Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. Teoria i nauki pomocnicze literatury. – Wrocław, 1966.

Л. А. Рогожина. Особенности перевода на русский язык французских отглагольных имен деятеля с суффиксом -eur (-euse). С. 52–55.

Сопоставительный анализ французских и русских текстов приводит автора к выводу о том, что французские отглагольные имена деятеля имеют более широкое и обобщённое значение, что вызывает некоторые трудности при переводе текстов на русский язык.

Ключевые слова: текст, русский язык, французский язык, имена деятеля.

Библиографический список

1. Tournier M., Vendredi ou les limbes du Pacifique. – P.: Gallimard, 1972.

2. Clavel B., La saison des loups.− Р. 28, 146.

3. Simenon G., La colère de Maigret. – P.: Les Presses de la Cité, 1963.

4. Basin H., Lève-toi et marche. – P.: Ed. Bernard Grasset, 1952.

5. Beauvoir S. de., Les belles images. – P.: Gallimard, 1966.

6. Basin H., Le Matrimoine. – P.: Ed. du Seuil, 1967.

7. Гак В.Г. Беседы о французском слове. – М., 1966.

8. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия.– М., 1996. С. 90–141.

9. Simenon G., Maigret et son mort. – P.: Les Presses de la Cité, 1948.

Г. Г. Бедросова. Иноязычные заимствования в современном немецком языке как проявление межкультурной коммуникации. С. 56–59.

Статья посвящена анализу заимствованной лексики в современном немецком языке. Наблюдения автора свидетельствуют о том, что наиболее активно идет проникновение в немецкий язык англоамериканизмов, которые охватывают практически все сферы общения.

Ключевые слова: немецкий язык, англоамериканизмы.

Библиографический список

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. − М., 1990. − С. 26.

2. Carstensen B. Englische Einflüsse auf die deutsche Sprache nach 1945. − Heidelberg, 1965. S. 22.

И. В. Смирнова. Специфика функционирования испанского языка в диалекте мексиканского штата Табаско. С. 60−62.

В статье рассматривается специфика функционирования грамматических единиц испанского языка в диалекте мексиканского штата Табаско. В основу положен материал, полученный в результате опросов, проведённых среди местного населения.

Ключевые слова:

Библиографический список

1. Виноградов В.С. Лексикология испанского языка. – М., 1994.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

3. Михеева Н.Ф. Испанский язык и межкультурная коммуникация. – М, 2003.

4. Степанов Г.В. Испанский язык в странах Латинской Америки. – М., 1963.

5. Степанов Г.В. Типология языковых состояний и ситуаций в странах романской речи. – М, 1976.

6. Фирсова Н.М. Языковая вариативность и национально-культурная специфика речевого общения в испанском языке. – М., 2000.

7. Gutiérrez Eskildsen R. M. Cόmo hablamos en Tabasco // Investigaciones linguisticas. – México, 1933. P. 265–312.

8. Gutiérrez Eskildsen R. M. Dialectología del español de México. Particularidades de Tabasco // Investi­gaciones lingüísticas. – México, 1935. P. 306–310.

9. Henríquez Ureña P. El español de Méjico, los Estados Unidos y la América Central. – Buenos Aires: Universidad de Buenos Aires, 1938.

10. Lope Blanch J.M. Estudios sobre el español en México. – México: UNAM, 1972.

11. Lope Blanch J.M. El léxico de la zona maya en el marco de la dialectología mexicana // Investigaciones. – Мéxico: UNAM, 1979. P. 59–132.

12. Williamson R. El habla de Tabasco. Estudio lingüístico. – México: El Colegio de México, 1986.

Э. Б. Яковлева. Экспериментальное исследование просодической коннекции в спонтанном полилогическом дискурсе. С. 63–65.

Статья посвящена анализу результатов эксперимента по определению коннекторной функции просодических средств в оформлении макротематической связности спонтанного полилогического единства. Эксперимент проводился в группах аудиторов носителей немецкого и русского языка.

Ключевые слова: гипотеза, дискурс, аудиторы, носители языка, аудитивный анализ, акустический анализ.

О. А. Михеева, М. В. Хитина. Факторы, мешающие успешности общения. С. 66–71.

В статье анализируются типичные недостатки, снижающие эффективность общения (на материале телепередачи «К барьеру!».

Ключевые слова: общение, конфликтоген.

Библиографический список

1. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – М., 2005.

Д. М. Дивлятшина, М. В. Хитина. Речевой диалог: способы воздействия на собеседника. С. 72–76.

В статье рассматривается специфика устной диалоговой речи с точки зрения отбора языковых средств и способов их организации применительно к разным условиям коммуникации.

Ключевые слова: речь, диалог, коммуникация, общение.

Библиографический список

1. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. – М., 1998.

2. Земская Е.А. Разговорная речь // Русский язык: Энциклопедия. 2-е изд. – М., 1997.

3. Земская Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения // Разновидности городской устной речи. – М., 1988. С. 5–84.

4. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М., 2006.

5. Карасик В.И. Язык социального статуса. – М., 2002.

6. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. – М., 2001.

7. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. – М., 2003.

8. Психологический словарь. – М., 1996.

9. Сиротинина О.Б. Тексты, текстоиды, дискурсы в зоне разговорной речи // Человек – текст – культура: Коллект. монография. – Екатеринбург, 1994. С. 105–124.

10. Хитина М.В. Делимитативные признаки устно-речевого дискурса. – М., 2004.

11. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. –Минск: Харвест, 2004.

12. Яковлева Э.Б. Специфика немецкой полилогической речи. – М., 2004.

13. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь. 1923. № 1. С. 96–194.

Т. В. Забело, М. В. Хитина. Газета в Интернете. С. 77–81.

Статья посвящается структурно-семантическим особенностям газеты в Интернете, обусловленным, прежде всего, оперативностью издания. Рассматриваются достоинства и недостатки разновидностей газеты.

Ключевые слова: газета, Интернет, рейтинг, баннер, достоверность.

Библиографический список

1. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. – М., 2005.

2. Ketterer S. Links engage readers of online crime stories // Newspaper Resaerch Journal. 2001.

3. Ализар А. Русские не верят Интернету // ВЕБПЛАНЕТА. 2004. 15 янв.

http://www.webplanet.ru/news/internet/2004/1/15/romir_internet.html.

4. «Коммерсантъ-Власть». www.nethistory.ru/biblio/1049225622.html.

5. Носик А.Б. Новости в Интернете и наяву // Русский журнал. www.russ.ru. http://www.russ.ru/netcult/journ/20040328_nosik.html.

6. Thiel Sh. / The online newspaper. http://www.press.umich.edu/jep/04-01/thiel.htmlPostmodern Medium.

http://www.findarticles.com/p/articles/mi_qa3677/is_200104/ai_n8933661.

7. Forum «Newspapers vs. Online Delivery».

http://www.epinions.com/newsOnline_vs_Newspaper/sec_~opinion_list/pp_~1/pa_~1.

А. А. Качевская, М. В. Хитина. Комплимент как средство речевого воздействия. С. 82–86.

В статье делается попытка решить проблему дефицита положительных эмоций. Анализируются речевые стратегии комплиментарного содержания, обусловленные целевой установкой коммуникантов.

Ключевые слова: эмоция, комплимент, просьба, вопрос, антитеза, сравнение.

Библиографический список

1. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. – Минск, 2005. С. 156–162.

2. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М., 2006. С. 177–193.

3. Панкратов А.Н., Панкратов В Н. Психотехнология управления людьми. – М., 2004. С. 20–150.

4. Тамберг Ю.Г. Как научиться говорить комплименты. – М., 2005. С. 7.

5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. – СПб., 2003.

6. Ценёв В. Техники гипнотических комплиментов // http://psyberia.ru/psyhodiary/technics.

7. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. С. 397–398, 424–431.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2006. С. 67.

9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 1998. С. 15–27.

Е. Е. Семенова, М. В. Хитина. Рекламный блок: эффективность воздействия. С. 87–92.

Статья посвящена анализу рекламы с точки зрения её воздействия на адресата по разным параметрам (визуальная привлекательность, частота появления на экране, языковое оформление и т. д.).

Ключевые слова: реклама, эффективность, рекламный блок, эксперимент.

Библиографический список

1. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. – М., 2001.

2. Зазыкин В.Г. Психологические основы гуманистической рекламы. – М., 2000.

3. Психология в рекламе / Под ред. П. Власова. – Харьков, 2003.

4. http://www.psycho.ru.

5. Хакер. Специальный выпуск журнала. 2001. № 2.

6. Паккард В. Тайные манипуляторы. – М., 2004.

7. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. – М., 1995.

8. Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия. – М., 2005.

9. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. – М., 2002.

10. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М., 2006.

11. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. – СПб., 2003.

12. Морозова И. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства. – М., 2002.

13. Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. – Ростов н/Д, 2001.

14. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

15. http://krugosvet.ru.

А. А. Ровенская, М. В. Хитина. Юмор в рекламе как средство воздействия на аудиторию. С. 93–97.

В статье делается попытка определить место и роль юмора в рекламной стратегии.

Ключевые слова: юмор, реклама, стратегия, теория, аудитория.

Библиографический список

1. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. – Минск, 2003.

2. Глинка К. Теория юмора. http://www.lebed.com/2004/art3865.htm.

3. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. – М., 1977.

4. Attardo S. Linguistic theories of humour. – Berlin: Mouton de Gryeter, 1962.

5. Catanescu C., Tom G. Types of humor in television and magazine advertising // Review of business. – N. Y., 1995. Vol. 22. Issue 1/2. P. 23–78.

6. Джонс Дж. Ф. Рекламный бизнес. – М.: Вильямс, 2005. С. 324–357.

7. Макиенко И.И. Юмор в рекламе. http://www.s-talker.com/lib/humor.php.

8. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. http://yurpsy.fatal.ru/biblio/eysenck/01.htm.

9. Данилова А.Г., Матвеева Л.В. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях. http://koi.psycho.ru/biblio/advert/research/vospr_tv_kultura.html.

10. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – М., 1977.

О. А. Мишина. М. В. Хитина. Особенности речи молодежи (на материале телепрограмм). С. 98–103.

Проблема взаимодействия устной и письменной речи – одна из важных на современном этапе развития русского языка. Статья посвящена анализу речи молодёжи, фрагменты которой часто можно услышать по теле-, радиовещанию, а также увидеть на страницах периодической печати.

Ключевые слова: речь, сленг, молодежь.

Библиографический список

1. Погожева М., Харламова М. Своими словами. http:// www.samara.ru.

2. Slang // The Encyclopedia of Language and Linguistics. – UK, 1994.

3. Encyclopedia Britannica and Merriam Webster's Collegiate Dictionary: Tenth Edition on CD-Rome.

4. Бабина Анна. Краткая характеристика молодежного сленга. http: //www. annababina.narod.ru.

5. Васильева Н.В., Виноградов В.А., Шахнарович А.М. Краткий словарь лингвистических терминов. – М., 1995.

6. Беликов В И., Крысин Л. П. Социолингвистика: Учебник для вузов //Основные понятия социолингвистики / Арго. Жаргон. Сленг. – М., 2001.

7. Агузарова Карина. Молодежный сленг. http: //www. darial-online.ru.

8. Культура речи современной молодежи. http:// www. bestreferat.ru.

9. Молодежный сленг. http:// www. studik.ru.

К. С. Анучина, М. В. Хитина. Специфические средства общения (sms на русском и английском языках). С. 104–108.

Статья посвящена культуре мобильной коммуникации современной молодёжи: анализируются СМС - сообщения как специфический жанр, обусловленный рядом экстралингвистических факторов и реализующий разговорную речь в письменной форме.

Ключевые слова: sms-сообщение, молодежь, эмоции, разговорная речь.

Библиографический список

1.Thurlow C. Generation Txt? The sociolinguistics of young people's text-messaging.

http://www.shu.ac.uk/daol/articles/v1/n1/a3/thurlow2002003-paper.html.

2.Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. – М., 2003. С. 88, 89.

3.Данилова С., Островская Н. Я тя лав. http://www.kp.ru/daily/23491/38550/print/.

4.Харламова М., Погожева М. Своими словами. http://old.samara.ru/paper/543/5814/.

5.Библию перевели на язык SMS. http://news8.thdo.bbc.co.uk/hi/russian/life/newsid_4319000/4319650.stm.

Исабель Виера Кардосо, Г.С. Сударь. Опыт создания учебного комплекса. С. 109–112.

Авторы статьи делятся опытом создания учебного комплекса по лекционному курсу «Цивилизация Испаноамерики». Предлагаемые рекомендации по созданию комплексов могут быть использованы применительно к разным дисциплинам.

Ключевые слова: цивилизация, преподаватель, учащийся, учебный комплекс, лекционный курс.

Т. А. Спирина. О роли лингвистического мышления в усвоении орфографических правил (правописание о и ё после шипящих под ударением). С. 113–117.

Автор статьи предлагает разработанную и проверенную практикой оригинальную методику выработки навыков лингвистического мышления при изучении конкретной темы и усвоении орфографических правил.

Ключевые слова: мышление, упражнение, правописание.

Т. А. Спирина. Ударение как отражение речевой культуры. С. 118–122.

В статье рассматриваются особенности русского ударения и даются рекомендации по произношению отдельных форм разных частей речи.

Ключевые слова: ударение, части речи.

Серия «Иностранный язык на неязыковых факультетах»

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Л. М. Андросова. Анафорическое отношение как один из видов текстообразующей связи. С. 126–131.

Настоящая статья посвящена описанию условий функционирования атрибутивных сочетаний (в дальнейшем АС) со словами-заместителями one или that в качестве опорного слова в структуре предложения и текста. В статье проводится комплексное исследование частной проблемы замеще­ния, как одной из лингвистических закономерностей организа­ции поверхностной структуры английского текста.

Ключевые слова: текст, предложение, анафора, связь, слово, объект, замещение.

Библиографический список

1. Chaplin Ch. My Autobiography. – L.: Penguin Books, 1966.

2. Fitzgerald Fr. Scott. The Diamond as big as a Ritz and other stories. – L.: Penguin Books, 1977.

3. Grammar – Fries Ch. American English Grammar. – N. Y., 1940.

4. Hailey A. In High Places. – L.: Pan Books, 1972.

5. Mailer N. The Naked and the Dead. – N. Y.: Modern Library, 1948.

6. Maugham W.S. Rain and other stories. – M., 1977.

7. Maugham W.S. The Painted Veil. – M.: Progress Publishers, 1981.

8. Murdoch Iris. An Unofficial Rose. – Harmondsworth.: Penguin Books, 1971.

9. Murdoch Iris. The Time of the Angels. Triad/Panther Books, 1978.

10. Shaw B. Four plays. – M., 1952.

11. Sillitoe A. Men, Women and Children. – L.; N. Y., 1973.

12. Spark M. Public Image. Stories. – M., 1978.

13. Sweet N. A New English Grammar. Part 1. Oxford, 1892.

О. А. Горбачева. Семантико-синтаксические отношения сопоставления в сложносочиненных предложениях и сверхфразовых единствах с союзом «and». С. 132–134.

В предложениях со значением сопоставления с союзом ‘and’ устанавливаются различия между предметами, сравниваемыми объектами или явлениями. Подобные предложения обратимы и характеризуются синтаксическим параллелизмом, лексическим повтором, употреблением слов-антонимов и одинаковыми видовременными формами глаголов. Текстообразующая функция союза состоит в обеспечении динамики повествования при переходе от одной темы к другой.

Ключевые слова: предложение, глаголы, союз, предмет, объект, явление.

Библиографический список

1. Segal E. The Class. – N. Y.:, Bantam Books, 1985.

2. McGreeley A. Thy Brother’s Wife. – N. Y.: Warner Books, 1992.

3. DeMille N. The Gold Coast. – N. Y.: Warner Books, 1990.

4. Fitzgerald F.S. The Great Gatsby. – N. Y.: Dell, 1980.

5. Michael J. Sleeping Beauty. – L.; Warner Books, 1993.

6. Sheldon S. Rage of Angels. – N. Y.: Warner Books, 2001.

7. Grisham J. The Rainmaker. – N. Y.: Dell, 1995.

8. Jaffe R. Class Reunion. – L.: Signet Books, 1983.

О.В. Иванова. Социальное здоровье личности студентов. С. 135–137.

Представлены некоторые результаты исследования личностных особенностей студентов 1-2 курсов, уровень социальной зрелости первокурсников, доминирующие мотивы в структуре учебной деятельности студентов, а также степень значимости ценностных ориентаций для студентов.

Ключевые слова: студент, первокурсник, мотив.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. С. 154.

2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – Спб., 2002. С. 493–495.

3. Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Дис. … д-ра психол. наук. – М., 1999. С. 58–70.

4. Кирсанов В.М. Особенности мотивации выбора профессии у студентов факультета психологии // Практическая психология. 2002. Ежегодник. Т. V: ­Материалы региональной научно-практ. конф., Екатеринбург, 28–30 марта 2002 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. С. 35–40.

5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. – М., 1992. С. 18.

6. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13–25.

7. Психологический словарь / Под. редакцей В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1996. С. 634.

8. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности // Избр. психол. труды. – М.; Воронеж, 1996. С. 48–67.

9. Чичикин А. Т. Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи. – Н. Новгород: ВГИПА, 2002. С. 116.

И. Ю. Калмыкова. Организация самостоятельной работы учащихся при обучении иностранному языку с учётом их психологических особенностей. С. 138–140.

В данной статье показана важность самостоятельной работы учащихся для повышения эффективности обучения иностранному языку, рассмотрен процесс организации самостоятельной работы с точки зрения психологических особенностей учащихся и приведены примеры упражнений для разных типов учеников.

Ключевые слова: иностранный язык, самостоятельная работа, классная работа, домашняя работа,

Библиографический список

1. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование. – М.: Профит Стаил, 2007.

2. Ливер Б.Л. Обучение всего класса. – Красноярск, 1993.

3. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. – СПб.: Каро, 2005.

4. Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. – СПб.: Дельта, 1998.

5. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранных языков. – Минск: Высшая школа, 1996.

И. Н. Мороз. Контроль в обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов. С. 141–144.

Контроль – неотъемлемая часть любого учебного процесса. При обучении ИЯ различные виды и формы контроля показывают степень сформированности языковых и речевых умений и навыков, эффективность методов и приемов обучения.

Система контроля выполняет контролирующую, обучающую, диагностирующую, корректирующую, стимулирующую и воспитывающую функции.

Контроль должен быть проведен в определенные моменты учебного процесса, соответствовать принципам современной науки и уровню подготовленности студентов, быть объективным и логически связанным с другими частями процесса обучения.

Ключевые слова: иностранный язык, контроль, учебный процесс, студент, тестирование.

Библиографический список

1. Витлин Ж.Л. Обучение взрослых иностранному языку. – М.: Педагогика, 1978.

2. Ермаков М.Г., Андреева Л.Е. Вопросы разработки тестирующих программ // Информатика и образование. 1997. № 3. С. 87–89.

3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: «Вышэйшая школа», 1997.

4. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methology. – М.: «Дрофа», 2007.

5. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. – М.: «Стелла», 1996.

6. Мусницкая Е.В. Сто вопросов к себе и ученику. – М.: Дом педагогики, 1996.

7. Чернышева В.Н. К вопросу о повышении эффективности иностранным языкам средствами контроля // Вопросы теории и методики преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах педвузов. – М., 1989. С. 21–25.

8. Шейлз Д. Коммуникативность в обучении современным языкам. – Совет Европы Пресс, 1995.

9. Sternberg. R.J. The Tyranny of Testing // Learning. 1989. Vol. 17. № 7. P. 60–63.

10. Young R., Shermis M.D., Brutten S.R., Perkins K. From Conventional to Computer-Adaptive Testing of ESL Reading Comprehension // System. 1996. Vol. 24. № 1. P. 23–40.

А. В. Феоктистова. О важности владения иностранным языком для современной профессиональной деятельности. С. 145–148.

Современный бизнес диктует свои условия: практически все работодатели при приёме на работу нового сотрудника одним из основных требований выдвигают знание иностранного языка. В наше время очень много технологий по обучению иностранным языкам, и можно подобрать наиболее эффективную в каждом случае программу обучения, которая поможет в дальнейшем использовать свои знания, полученный опыт и навыки в деловой и личной жизни. Знание иностранных языков позволяет свободно общаться с людьми по всему миру, пользоваться глобальными информационными ресурсами и в целом расширяет масштабы деятельности человека.

Ключевые слова: иностранный язык, общество, бизнес, обучение, методика.

Серия «Психология, педагогика, образование»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Н. Азарнов. Методология социально-психологических исследований. С. 153–167.

В настоящей статье раскрываются методологические основы социально-психологических исследований. Дается описание социально-психологических явлений, принципов и методов их исследования.

Ключевые слова: методология, явления, принцип, образ, действие, потребность, индивид, личность, индивидуальность, общение, взаимодействие людей.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.

4. Анцупов А.Я., Малышев А.А., Пилипонский А.Г. Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле). – М.: ВПА, 1989.

5. Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. История. Современность. Перспективы: Курс лекций. – М.: МСЭУ, 2000.

6. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 1998.

7. Горелов В.Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

8. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1998.

9. Давыдов Г.А. Методологические проблемы психологии: Учебное пособие. – Галицино, Голицинский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации, 2003.

10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

11. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия», Ростов н/Д: «Феникс», 1997.

12. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М,: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

13. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л.: Изд.-во ЛГУ, 1967.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. С. 97.

15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 4-е. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

16. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001.

17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1983.

18. ЛомовБ.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Изд-во «Наука», 1984.

19. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.

20. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО 2МОДЭК», 2005.

21. Носс И.Н., Васина Н.В. Введение в практику психологического исследования. – М.: Изда-во Института психотерапии, 2004.

22. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.

23. Павлов И.П. Избранные труды. – М.: 1954. С. 285

24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Рос. Гос. гуманитарный ун., 1994.

26. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. – М.: Изд-во «Наука», 1982.

27. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: «Высшая школа», 1984.

28. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1969. С. 190.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т 1. – М.: Педагогика, 1989. С. 488.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1989.

31. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

32. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: ПЕРСЭ, 2002.

33. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. Изд. 3-е, испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

34. Леонтьев А.Н. О значении понятия предметной деятельности для психологии // Тезисы докладов к ХХ Международному психологическому конгрессу (13–19 августа, г. Токио). – М., 1972. С. 110.

35. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002.

36. Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 2. – М.: Педагогика, 1985. С. 293.

Г. А. Давыдов. Психология деятельности и организации взаимодействия людей.

Настоящая статья посвящена раскрытию психологических закономерностей предметной деятельности людей в организациях. Впервые ставится проблема организации взаимодействия людей в производственной деятельности.

Ключевые слова: деятельность, мотив, взаимодействие людей, потребность, действие, организация.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс. 2005. С. 138.

2. Азарнов Н.Н. Взаимодействие личностей в производственных организациях // Вестник РосНОУ. Вып. 1. – М.: РосНОУ. 2007.

3. Давыдов Г.А. К проблеме закономерностей взаимодействия личностей в организации // Там же.

4. Давыдов Г.А. Социальная и военная психология. – М.: ВПА. 1988.

5. Красько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. – М.: Омега-Л. 2005. С. 102.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат. 1978. С. 84.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука. 1999. С. 163.

8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука. 1999. С. 197.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия». 2002. С. 210.

10. Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса». 2005. С. 268.

В. Н. Непопалов. Проблемы динамики развития и модель развития групп в социальной психологии. С. 178–188.

В настоящей статье представлены результаты теоретического анализа основных подходов к динамике развития социально-психологических явлений в группах. На основе обобщения исследовательского материала автор раскрывает свое понимание развития внутригрупповых процессов.

Ключевые слова: группа, психология, динамика, фаза, модель.

Библиографический список

1. Аверченко Л.К., Залесов Г.М., Мокшанцев Р.И., Николаенко В.М. Психология управления: Курс лекций. – Новосибирск, 1997. С. 36–57.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

4. Десев Л. Психология малых групп: Социальные иллюзии и проблемы / Пер. с болг., под ред. Н.Ф. Наумовой. – М.: Прогресс, 1979.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.

6. Крысько В.Г. Введение в социальную психологию: Учеб. пособие. – М.; Изд-во МНЭПУ, 2000. – 196 с.

7. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1996.

8. Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджемента. – М.: Дело, 1992.

9. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1978.

10. Робер М.-А., Тельман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1988.

11. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М.: Академический проект; ИП РАН: Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

12. Уманский Л.И. Критерии и характеристики общественной активности личности и контактной группы как коллектива. – Цит. по кн.: Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Вып. 42. – Ярославль, 1975.

С. В. Феоктистова. Организация психологической службы в образовании в зарубежных странах (на примере Великобритании и США). С. 189–192.

В данной статье анализируются особенности организации психологической службы в образовательных учреждениях Великобритании и США.

Ключевые слова: школьная психология, психологическая служба, образование.

Библиографический список

1. Cannan C. Enterprise culture, professional socialization and social work education in Britain // Critical social policy. 1994/95. Issue 4.

2. Elliot S. Progress Monitoring and Trend Analyses // School Psychology Review. 2000. Vol. 29. № 4.

3. Esposito C. Learning in Urban Blight: School climate and its effect on the school performance of urban, minority, low-income children // School Psychology Review. 1999. Vol. 28. № 3.

4. Fagan Th. K., Wise P.S. School Psychology: Past. Present and Future, Second Edition.

5. Haydn D.J. Social workers, or social educators& The International context for developing social care national Institute for social work International Centre Paper. 1994. № 2.

6. Good R., Simmons D., Smith S. Academic Interventions in the United States: Evaluating and Enhancing Acquisition of Early Reading // School Psychology Review. 1998. Vol. 27. № 1.

7. Grotevant Harold D., Carlson Cindy I. Family Assessment: A Guide to Methods and Measures. – N. Y.; L.: The Guilford Press. 1989.

8. Indoe D., Green V. School Psychology and Mental Health Interventions in the United Kingdom // School Psychology Review. 1998. Vol. 27. № 1.

9. Nafpaktitis M., Obispo San Luis, Perlmutter B. School-Based Early Mental Health Interventions with At-Risk Students // School Psychology Review. 1998. Vol. 27. № 3.

10. Postle K. The social work side is disappearing. I guess it started with us being called care managers // Practice. A journal of the British association of social workers. 2001. Vol. 13. № 1.

11. Raffaele L., Knoff H. Improving Home-School Collaboration with Disadvantaged Families: Organization Principles and Approaches // School Psychology Review. 1999. Vol. 28. № 3.

12. Reason R. Academic Interventions in the United Kingdom: Does the “Specific” in Specific Learning Difficulties Make a Difference in How We Teach?// School Psychology Review. 1998. Vol. 27. № 1.

13. Schulte A., Osborne S., Erchul W. Effective Special Education: A U.S Dilemma // School Psychology Review. 1998. Vol. 27. № 1.

14. Stern S., Smith C. Family processes and delinquency in an ecological context // Social Services Review. 1995. Vol. 69. № 4.

15. Stratdford R.J. An analysis of the organizational on education psychologist working at whole school level: the opportunity of inclusion // Educational and Child Psychology.

16. Waldfoget J. The new wave of service integration // Social Service Review. 1997. Vol. 71. № 3.

М. А. Лямзин. Некоторые особенности методики преподавания в филиале РосНОУ при реализации дистанционных образовательных технологий. С. 193–195.

В данной статье рассматриваются некоторые особенности преподавания учебных дисциплин в филиале РосНОУ в системе дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, учебная дисциплина, методика, преподавание.

Библиографический список

1. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. – М., 2006.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М., 2007.

Ю. А. Копцева. Развитие теоретико-методологических основ преподавания иностранного языка в высшей школе. С. 196–206.

Настоящая статья посвящена теории и методам преподавания иностранного языка в высшей школе. В ней рассматриваются современные подходы и методы обучения иностранному языку студентов вузов.

Ключевые слова: иностранный язык, высшая школа, обучение, критерии, мотивация, маркировка.

Библиографический список

1. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1982.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.

4. Лингвистические основы обучения иностранному языку специальности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

5. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. – М.: ИНФРА-М, СТУПЕНИ, 2002.

6. Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков в вузе // Материалы городской научно-практической конференции 1214 мая 1996 г. / Отв. редактор В.А. Гурова. Ростов-н/Д, 1997. С. 54.

7. Editors D. Corson, Tuker G.R. Second language education / Encyclopedia of language and education. Kluwer academic publishers. – L., Vol. 4. 1997.

А. Г. Павлов. Профессиональная компетентность как фактор безопасности личности. С. 207–212.

В настоящей статье рассматривается профессиональная компетентность как фактор безопасности личности. В ней дается определение компетентности, ее структура, исследуется влияние компетентности на безопасность деятельности личности.

Ключевые слова: безопасность, личность, компетентность, профессия, психология.

Библиографический список

1. Григорьев Д.А. Динамика целеполагания в процессе профессионализации (на материале становящейся деятельности): Дисс. … канд. психол. наук. – М., 1998.

2. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 1993.

3. Деркач А.А., Лаптев Л.Г., Перелыгина Е.Б. Акмеологическая концепция деятельности кадров управления в кризисных состояниях. Коллективная монография. – М.: Альтекс, 2006.

4. Ключевые компетенции 2000. Программа. Уровни 1, 2, 3, 4, 5. KEY SKILLS 87 0005 (OCR. RECOGNISING ACHIEVMENT. Oxford Cambridge and RSA Examinations).

О. Д. Алеева. Проблема возникновения Интернет-зависимости в современном обществе (причины и последствия). С. 213–218.

В данной статье предпринята попытка проанализировать Интернет-зависимость людей как один из видов психологической зависимости. На основе изучения литературных источников автор выявляет признаки Интернет-зависимости индивидов.

Ключевые слова: Интернет, зависимость, виртуальный мир.

Библиографический список

1. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. http://www.flogiston.ru/.

2. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете //
Психологический журнал. 1999. т. 20. № 1.

3. Жичкина А., Ефимов К. Результаты исследования поведения в Интернет, 1999. http://www.flogiston.ru/.

4. Жичкина А. Социально–психологические аспекты общения в Интернете. 1999.

5. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование
психологической зависимости человека от компьютера. 2004.

http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict.shtml.

6. Мельник Э.В. О природе болезней зависимости (алкоголизм, наркомания, «компьютеромания» и другие). – Одесса, 1998.

7. Интернет-источники:

www.psychology.ru/internet.htm;

www.expert.ru/expert/special/educat/psyho.htm;

www.mentalhelp.net/guide/iad.htm;

www.medicinform.net/comp/comp_psych.htm;

www.narcom.ru/ideas/common/15.html;

www.netaddiction.com.

Д. А. Клепинин. Мотивация достижений успехов в учебной деятельности студентов психологического факультета. С. 219–232.

В статье рассматривается проблема мотивации учебной деятельности студентов. Опираясь на результаты исследования, автор анализирует роль мотивов достижения успеха в познавательной деятельности обучаемых.

Ключевые слова: мотив, мотивация, достижение, успех, самооценка, студент, модель, стимул.

Библиографический список

1. Ахтямов Р. Профессиональное самоопределение и самоактуализация студентов-психологов. VIII Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-2001» (Секция Психология) // МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001.

2. Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Кансузян Л.В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи / ФЦП «Интеграция» Э0306 «Антропологическое измерение научно-технического образования: ценностные ориентации и социальные ожидания». 2003.

3. Беспалов Б.И. Типы и стили психологического мышления в связи с критериями научности психологических теорий. http://flogiston.ru/articles/general/bespalov, 2005.

4. Дусавицкий А.А. Формирование мотивации у школьников 13-15 лет. – М.: Педагогика, 1982.

5. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.

7. Левин К. Намерение, воля и потребности. – М., 1970.

8. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелегкий шаг к юности. – М.: Педагогика, 1984.

9. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Мотивационный профиль личности руководителя образовательного учреждения с инновационной направленностью // Тезисы III научно-практической конференции «Одаренные дети: проблемы полноценного развития». 2000.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Изд. 2-е. – М., 2003.

Н. Е. Зыбина, E. П. Александров. Интенции участников учебно-воспитательного диалога в социокультурной среде вуза. С. 233–240.

В статье описывается модель интенциональных типов студентов начального этапа обучения и оптимальные интенциональные установки профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: интенция, студент, паттерн, тип.

Библиографический список

1. Александров Е.П. Самоидентификация как фактор успешности профессионального образования // Человек в пространстве образования: Сб. науч. ст. Вып. 3. – Таганрог: ТИУиЭ, 2003. С. 309, 310.

2. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с.

3. Martinez M.A. An Investigation into successful Learning Measuring the Impact of Learning Orientation, a Primary Learner-Difference Variable, on Learning. A dissertation submitted to the faculty of Brigham Young University for the degree Doctor of Philosophy. Brigham Young University, 1999. – 151 p.

4. Бубер М. Я и Ты. http://www.philosophy.ru/library/bub/1html.

5. Лебедева Т.В. Культурный потенциал речевого диалога: Автореф. дисс. … канд. культурологии. – Н. Новгород, 2000. С. 13

о. д. Алеева. Интервью в системе методов диагностики персонала. С. 241–245.

В настоящей статье рассматривается интервью, как метод исследования психологических особенностей персонала организации. Показаны возможности данного метода, правила его применения.

Ключевые слова: интервью, метод, диагностика, персонал, валидность, предубеждение.

Библиографический список

1. Давыдов В.В., Лазарев В.С., Неверкович С.Д. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей // Психологический журнал. Т. 10. 1989. №1. С. 32–41.

2. Розум С.И. Психологическое интервью как метод диагностики психической нормы // Журнал практического психолога. 1999. №1.

3. Симоненко С.И. Поведение человека в процессе отборочного интервью как фактор, вызывающий доверие // Вопросы психологии 1999. № 6. С. 77–89.

4. Orpen C. Patterned behaviour description intervies versus instructered interviews: a comparative validity study // Journal of applied psychology. 1985. № 70. P. 774–776.

5. Porteous M. Occupational psychology, Great Britain, 1997 Prentice Hall Europe.

6. Tullar W.L. Relation control in the employment interview //Journal of applied psychology. 1989. № 74. P. 971–977.

В. А. Ильина. Способ вербализации образа одиночества в языковом сознании русских и англичан. С. 246–251.

В рамках данной статьи мы будем исследовать феномен одиночества с позиций психолингвистики, что подразумевает выявление культурно-национальной специфики вербализации образа одиночества номинантами «потерянность/embarrassment», безысходность/despair» в языковом сознании русских и англичан экспериментальным путем.

Ключевые слова: одиночество, русские, англичане, потерянность, безысходность.

Библиографический список

1. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007.

2. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001.

4. Кондаш О. Волнение: страх перед испытанием. – Киев, 1981.

5. Черникова О.А. Эмоции в спорте. – М., 1961.

6. Boulby J. Attachment and loss. Vol. II. Separation , anxiety and anger. – N. Y.: Basic Books, 1973.

7. Encarta. World English Dictionary [North American Edition] & (P) 2007 Microsoft Corporation. All rights reserved. Developed for Microsoft by Bloomsbury Publishing Plc.

8. Gray J.A. The psychology of fear and stress. – N. Y.: McGraw-Hill, 1971.

9. Callahan J., Myer J., Wharburton J., Patrick J. The Wordsmyth Dictionary-Thesaurus (WDT), 1990–1992.

10. Delany J.F. Transcribed by Ferruccio Germani.The Catholic Encyclopedia, Vol. IV. Published 1908. N. Y.: Robert Appleton Company. Nihil Obstat. Remy Lafort, Censor. Imprimatur. John M. Farley, Archbishop of New York.

11. Merriam-Webster Dictionary. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

12. Perls F.S. Gestalt Therapy Verbatim. – N. Y.: Bantam Books, 1969.

Поиск
Актуально

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика