Вы, студенты, аспиранты и выпускники Российского нового университета,
cо временем сформируете костяк гражданского общества,
которое сможет вывести страну на более высокий уровень развития.
С. П. Капица, научный руководитель РосНОУ (1999-2012)

Выпуск 2, 2008 год

ПРОСТРАНСТВО ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ

Материалы Круглого стола «Гуманитарные технологии в РКИ: социокультурная и профессиональная коммуникация» (к пятилетию Отделения подготовки иностранных граждан)

1. И. Б. Авдеева, Н. Е. Цветова С. 12-21.

Особенности контрольно-измерительных материалов при обучении русскому языку иностранных учащихся инженерного профиля

В статье рассматриваются особенности составления и использования материалов для педагогического измерения достижений учащихся инженерного профиля при обучении на подготовительном факультете. В целом материалы созданы в формате тестов ALTE (ТРКИ-1), но при этом обладают некоторыми специфическими чертами.

Ключевые слова: тестирование, субтест, компьютер, говорение, чтение, письмо.

Литература

1. Авдеева И.Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты (теория и методика обучения русскому языку как иностранному). – М.: МГТУ, 2005. – 368 с.

I. B. Avdeeva, N. E. Tsvetova

Features of controlling and measuring materials training the Russian language of foreign students in engineering profile

2. М. Ю. Антропова С. 22-25.

Учебный проект как составляющая проектной технологии на начальном этапе обучения РКИ

В статье приводятся аспекты использования элементов проектной технологии в учебном процессе. Отражены результаты применения проектной технологии в процессе преподавания РКИ.

Ключевые слова: проект, метод, текст, технология.

Литература

1. Полат Е.А. Как рождается проект. – М., 1995.

2. Антропова М.Ю. Использование проектной технологии в обучении русскому языку иностранных студентов // Научн. тр. Московск. пед. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки / Сб. ст. – М., «Прометей», 2003. С. 144–147.

M. Y. Antropova

Training project as the component of project technology in the initial stage of learning

the Russian Language as a Foreign

3. Т. В. Васильева С. 26-29.

Функционирование глаголов движения в текстах инженерных дисциплин

В статье речь идет об особенностях функционирования глаголов движения в языке науки на примере текстов по инженерным дисциплинам; рассматриваются возможности параллельного изучения глаголов движения в иностранной аудитории на уроках по языку общего владения и языку специальности.

Ключевые слова: глаголы движения, текст, контекст, русский язык.

Литература

1. Книга о грамматике: Материалы к курсу «Русский язык как иностранный» / Под ред. А.В. Величко. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 688 с.

2. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин: Учебн. для втузов. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. – 640 с.

3. Гернет М.М. Курс теоретической механики: Учебник для вузов. 5‑е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1987. – 344 с.

4. Кузовкин В.А. Теоретическая электротехника. – М.: Изд-во «Станкин», 2000. – 352 с.

5. Технология конструкционных материалов: Учебник для вузов / А.М. Дальский, И.А. Арутюнова, Т.М. Барсукова и др. – М.: «Машиностроение», 1977, – 664 с.

6. Феодосьев В.И. Сопротивление материалов: Учебник для втузов. 9-е изд, перераб. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. – 512 с.

7. Сивухин Д.В. Общая физика. Механика. Учебное пособие. 2-е изд, испр. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1979. – 510 с.

8. Васильева Т.В. Отбор и описание лексико-грамматического материала: подъязыки специальности для иностранных учащихся инженерного профиля: Монография. – М.: ИЦ ГОУ МГТУ «Станкин», Янук-К, 2005. – 316 с.

9. Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления для втузов. Т. 2: 9-е изд. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1970. – 576 с.

T. V. Vasil'yevа

The functioning of the verbs of motion in the texts of engineering disciplines

4. М. А. Кабак С. 30-31.

Работа над специальной юридической лексикой при формировании профессиональной компетенции у иностранных учащихся подготовительного отделения

В статье автор рассказывает о том, как организована подготовка иностранных граждан по русскому языку в высшем учебном заведении юридического профиля.

Ключевые слова: юрист, лексика, текст, компетенция, иностранный учащийся.

Литература

1. Высотская Н.А., Беляева Г.В. Будущему юристу. Пособие по научному стилю речи для иностранных студентов. – М.: ЦМО МГУ, 2002.

2. Баранова С.Е., Полянская В.И. Русский язык в учебно-профессиональной сфере. Юридический профиль. – М.: Изд-во РУДН, 2002.

M. A. Kabak

The work on the special juridical vocabulary with the formation of professional capacity of foreign students of the preparatory department

5. П. А. Копылова С. 32-37.

Об интенсификации учебного процесса на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН (начальный этап обучения)

В статье говорится о проблемах, связанных с обучением иностранных граждан на начальном этапе подготовки. Опираясь на опыт своей работы на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН, автор предлагает пути, формы и средства интенсификации этого процесса.

Ключевые слова: иностранный студент, учебный процесс, фонетика, русский язык, глаголы движения, синтаксис.

Литература

1. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2003.

2. Соболева Н.И., Иванова А.С., Крылова Н.Ю., Пушкова Н.П. и др. Программа-справочник по русскому языку для лиц, говорящих по-английски. – М.: РУДН, 2002.

3. Соболева Н.И., Иванова А.С., Крылова Н.Ю., Пушкова Н.П. и др. Программа-справочник по русскому языку как иностранному с комментарием на китайском языке. – М.: РУДН, 2005.

4. Будильцева М.Б. Лекция о системе русского языка в сопоставлении с испанским языком для преподавателей и студентов подготовительного факультета. – М.: Изд-во РУДН, 1997.

5. Копылова П.А., Соколова Л.И. Математика: Методическое пособие по научному стилю речи. Вводно-предметный курс для иностранных студентов подготовительных факультетов. – М.: РУДН, 2007.

6. Серова Л.К. Лекция о системе русского языка в сопоставлении с английским языком. – М.: РУДН, 1998.

7. Щукин А.Н. История методов обучения глазами очевидца // Профессионально-педагогический традиции в преподавании РКИ. Язык – речь – специальность.: Материалы международной научно-практической конференции «Мотинские чтения». – М.: Изд-во РУДН, 2005. Ч. 1. С. 407–419.

8. Будильцева М.Б. и др. Лексико-грамматический комментарий к учебнику русского языка «Старт-1» для студентов, говорящих по-испански. – М.: Изд-во УДН, 1989.

P. A. Kopylova

About the intensification of training process in the department of the Russian language and general education disciplines at Peoples Friendship University (initial stage of instruction)

6. Л. С. Крючкова С. 38-40.

Компьютерные технологии в обучении грамматике русского языка иностранных учащихся

В статье разграничиваются понятия «технология обучения» и «технологии в обучении», описывается, какие новые возможности, связанные с использованием компьютерных технологий, открываются перед преподавателем РКИ и учащимися.

Ключевые слова: технология, компьютер, русский язык.

Литература

1. Колосницина Г.В. Ритмы России. – М., 2002.

2. Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. – СПб., 1997.

3. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. – М., 1997.

L. S. Kryuchkova

Computer technologies in the education of Russian language grammar for foreign students

7. Г. М. Левина, И. Б. Авдеева, Т. В. Васильева С. 41-45.

Основные направления развития лингводидактики в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы (РКИ, инженерный профиль)

В статье обобщаются результаты 12-летней работы, проведенной новой лингводидактической научной группой в области преподавания РКИ для инженерных специальностей.

Ключевые слова: лингвистика, лингводидактика, парадигма, инженерный профиль.

Литература

1. Кубрякова Е.С. Язык и сознание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. – М., 2004. – 560 с.

2. Лузина Л.Г. О когнитивно-дискурсивной парадигме лингвистического созанания // Парадигмы научного сознания в современной лингвистике: Сб.: науч. тр. / РАН ИНИОН, Центр гуманитарных научн.-информ. исслед. Отд. языкознания, Редкол.: Е.С. Кубрякова, Л.Г. Лузина (отв. редактор) и др. – М., 2006. С. 41–50.

3. Демьянков В.З. Термин парадигма в обыденном языке и в лингвистике // Парадигмы научного знания в современной лингвистике: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания; редкол.: Е.С. Кубрякова, Л.Г. Лузина (отв. ред.) и др. – М., 2006. С. 15–41.

4. Митрофанова О.Д. Научные декларации – педагогическая реальность – методические технологии // Традиции и новации в преподавании русского языка как иностранного: Междунар. научн.-практ. конф. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 22–24 ноября 2006 г.: Тез. докл. – М.: МАКС Пресс, 2006. С. 122–124.

5. Авдеева И.Б. Инженерная коммуникация как самостоятельна речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты теория и методика обучения русскому языку как иностранному: Монография. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. – 368 с.

6. Васильева Т.В. Отбор и описание лексико-грамматического материала: подъязыки специальности для иностранных учащихся инженерного профиля: Монография. – М.: ИЦ ГОУ МГТУ «Станкин», Янус-К, 2005. – 316 с.

7. Гиловая Е.А. Соотношение когнитивной и коммуникативной составляющих смысла учебного текста с позиции преподавателя РКИ в техническом вузе (на примере математических текстов). Дисс. …. канд. пед. наук. – М.: МГУ, 2006. – 187 с.

8. Константинова О.В. Использование гипертекстовой технологии при обучении иностранных учащихся языку специальности в техническом вузе. Дисс. … канд. пед. наук. – М.: МГУ, 2001. – 195 с.

9. Лёвина Г.М. Обучение иностранцев русскому инженерному дискурсу: Монография. – М.: Янус-К, 2003. – 204 с.

10. Проблемы преподавания РКИ в вузах инженерного профиля. Мат-лы городск. научн.-метод. сем-ра «Русский язык как иностранный в российских технических вузах». Вып. 2. – М.: Станкин, 2005. – 182 с.

11. Проблемы преподавания РКИ в вузах инженерного профиля: Межвуз. сб. научн. тр. в рамках городск. научн.-метод. сем-ра «Русский язык как иностранный в российских технических вузах». Вып. 1. / Под ред. Г.М. Лёвиной. – Янус-К, 2003. – 260 с.

12. Стефанская А.В. Обучение профессиональному общению на руском языке иностранных инженеров в условиях их производственной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. – М.: МГУ, 1999. – 277 с.

G. M. Levina,. I. B Avdeeva, T. V. Vasileva

Basic trends in development of linguodidaсtiсs within the framework of cognitive and discursive paradigm (RKI, engineering profile)

8. И. В. Курбатова С. 46-47.

О некоторых актуальных проблемах при обучении языку специальности будущих юристов

Опираясь на опыт своей работы в МГЮА, автор статьи рассуждает о проблемах, связанных с обучением языку специальности иностранных студентов в юридическом вузе.

Ключевые слова: иностранный студент, русский юридический язык, юрист.

Литература

1. Зернецкая А.А. Структура понятия «коммуникативная компетенция» // Русский язык за рубежом. Учебно-методический журнал МАПРЯЛ. 2005. № 1–2.

2. Вагнер В.Н. Принципы отбора и системного обучения лексике русского языка с учетом языка студентов // Русский язык для студентов-иностранцев. – М., 1979. Вып. 18.

3. Курбатова И.В. Биоадекватный способ репрезентации информации в учебнике русского языка для иностранцев // Сб. докл. межвузовских сем-ров «РКИ: Актуальные проблемы русского языка и культуры России». Вып. I (2003–2004 гг.) / Сост.: О.Ю. Иванова. – М.: РосНОУ, 2005.

I. V. Kurbatova

About some pressing problems with professional language acquisition of future lawyers

9. Е. В. Пиневич С. 48-49.

Специфика преподавания РКИ на подготовительном отделении в МГТУ им. Н.Э. Баумана

В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой преподавания русского языка иностранным гражданам в техническом вузе на этапе довузовской подготовки.

Ключевые слова: русский язык, иностранный учащийся, пособие, обучение, анкетирование.

Литература

1. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. – М., 1976.

2. Пиневич Е.В. Обучение чтению иностранных учащихся на материале текстов фундаментальных наук: Учеб.-метод. пособие. Ч. 1. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.

E. V. Pinevich

The specific features of teaching Russian as a Foreign Language on the preparatory department of Baumann Moscow State Technical University

10. Н. А. Тюпенко С. 50-52

Дифференциация категорий оценки и субъективной модальности

В статье рассматриваются вопросы, связанные с различением лингвистических понятий «оценка» и «модальность». Автор раскрывает сущность каждого из понятий, представляет разные точки зрения на их дифференциацию и отмечает некоторые факты по этой проблеме.

Ключевые слова: оценка, модальность, субъективная модальность.

Литература

1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. – М., 1981.

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. – Страсбург, 2003.

3. Виноградов В.В. Русский язык: учение о слове. – М., 2001.

N. A. Tyupenko

The differentiation of the categories of the estimation and the subjective modalities

11. Р. Х. Анопочкина С. 53-55.

О некоторых путях формирования и развития навыков работы с текстом у студентов-иностранцев на раннем этапе обучения

В статье поднимается вопрос о проблемах, возникающих при чтении иноязычного текста и связанных с ограниченностью лексики студентов на раннем этапе изучения языка. Автор видит возможность решения этих проблем в развитии смысловой догадки как приема восприятия текста в целом, в вооружении студентов знаниями об основных словообразовательных процессах русского языка, в изучении лексических и грамматических значений морфем.

Ключевые слова: русский язык, студент, лексика.

R. H. Anopochkina

About some ways of training and development of the habits of work with the text in the early stage of language learning of foreign students

12. Т. К. Орлова С. 56-60.

Профессиональная направленность обучения русскому языку иностранных учащихся инженерного профиля на этапе довузовской подготовки

Статья подробно знакомит со структурой учебного пособия, также здесь даны методические рекомендации по его использованию в процессе обучения иностранных учащихся подготовительных факультетов технического профиля.

Ключевые слова: русский язык, иностранный учащийся, учебное пособие, учебник.

Литература

1. Дубинская Е.В., Орлова Т.К., Раскина Л.С., Саенко Л.П., Подкопаева Ю.Н. Русский язык будущему инженеру: Учебник по научному стилю речи для иностранных граждан (довузовский этап). Книга для студента. 4-е изд., перераб. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 400 с.

2. Дубинская Е.В., Орлова Т.К., Раскина Л.С., Саенко Л.П., Подкопаева Ю.Н. Русский язык будущему инженеру: Учебник по научному стилю речи для иностранных граждан (довузовский этап). Книга для преподавателя. 3-е изд., перераб. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 168 с.

3. Дубинская Е.В., Орлова Т.К., Саенко Л.П. Сборник контрольных заданий к учебнику «Русский язык будущему инженеру». – М.: МАДИ (ГТУ), 2002.

4. Асеева М.А. Пособие для самостоятельной работы иностранных студентов к учебнику по научному стилю речи «Русский язык будущему инженеру». – М.: МАДИ (ГТУ), 2003. – 92 с.

5. Агеева А.Ю. Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов на материале курса информатики. Начальный этап. – М.: МАДИ (ГТУ), 2007. – 62 с.

6. Сорокина Е.В., Дубинская Е.В., Калинина В.С., Липатова Т.В. Читаем быстро и правильно: Сопроводительный курс фонетики к пособию по научному стилю речи для иностранных учащихся (довузовский этап) «Русский язык будущему инженеру». – М.: РУДН, 2007. – 48 с.

T. K. Orlova

The professional directivity of training the russian language for foreign students

of engineering profile in the stage of pre-univresity preparation

Применение и реализация гуманитарных технологий в других сферах

13. И. Г. Страховская, А. Е. Чучин-Русов С. 61-67.

На пути к междисциплинарно-системному образованию

В статье рассматриваются актуальные проблемы образования с позиции современной ситуации смены познавательных и образовательных парадигм. Решение проблем образования авторы видят в формировании междисциплинарно-системного образования, которое, по их мнению, даст возможность студентам значительно «уплотнить» смысловые информационные «потоки» за счет использования универсальных принципов и символики и восстановить их расщепленное современными информационными процессами сознание до состояния естественного природного синкретизма.

Ключевые слова: парадигма, синкретизм, образование, наука, искусство.

Литература

1. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. –М., 1995.

2. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? – М., 1999.

3. Руткевич М. Плоды деидеологизации // Высшее образование в России. 2002. № 6.

4. Атоян В., Казакова Н. Университетские комплексы: международное сотрудничество // Высшее образование в России. 2002. № 6.

5. Моисеев В. Открытое образование: идеология формирования сети // Высшее образование в России. 2002. № 6.

6. Страховская И. Меон и Эйдос // Высшее образование в России. 2003. № 2.

7. Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. № 1.

8. Чучин-Русов А.Е. Книга эпохи новой архаики // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. – М., 2000.

9. Юнг К.Г. Психология и алхимия. – М., 1997. С. 126.

10. Чучин-Русов А.Е. Единое поле мировой культуры. Кижли-концепция. Кн.1–2. – М., 2002.

11. Страховская И.Г. Междисциплинарно-системное образование // VII Международная конференция «Нелинейный мир. Языки науки – языки искусства». – Суздаль, 2002.

12. Страховская И.Г. Конвергенция гуманитарного и естественнонаучного образования как культурологическая проблема // Тез. докл. конф. «Культурологические проблемы непрерывного гуманитарного и социальнонаучного образования». – М., 1997 г.

13. Чучин-Русов А.Е. Текст в контексте единого поля мировой культуры // Сб. докл. I Междунар. научн. конф. Российского нового ун-та «Текст: восприятие, информация, интерпретация». В 3-х т. – М., 2002. Т. 1. С. 14–27.

14. Страховская И.Г. Тенденция дрейфа природных, языковых и культурных систем // Сб. докл. I Междунар. научн. конф. Российского нового ун-та «Текст: восприятие, информация, интерпретация». В 3-х т. – М., 2002. Т. 1. С. 216–224.

15. Чучин-Русов А.Е. Рабочая программа курса «Междисциплинарные коммуникации. Язык и метод» для всех специальностей Московского государственного гуманитарного института. – М., 2002.

I. G. Strakhovskaya, A. U. Chuchin-Rusov

On the way to to the interdisciplinary education system

14. Л. В. Лифенко С. 68-70.

Способы выражения отрицания в структуре односоставных предложений

Статья посвящена анализу способов выражения категории негопозитивности в структуре односоставного предложения. В центре внимания два способа выражения отрицания: эксплицитный и имплицитный. Эксплицитные средства выражения носят традиционный характер.

К имплицитным средствам выражения категории отрицания можно отнести следующие:

1. Риторический вопрос.

2. Форма глагола-сказуемого.

3. Номинативное предложение.

Имплицитное выражение негативного значения всегда контекстуально обусловлено, причем контекст, усиливая модальное значение предложение, сохраняет значение отрицания.

Ключевые слова: отрицание, эксплицитный, имплицитный.

Литература

1. Золоторева И.С. О некоторых способах выражения негопозитивности в современном русском языке. // Лексико-грамматические взаимодействия в системе синтаксических единиц: Межвузовский сб. науч. тр. – Ростов н/Д., 1991.

2. Лисоченко Л.В. Об имплицитном содержании высказывания и семантических формах мышления // Семантика грамматических форм. Межвузовский сб. науч. тр. – Ростов н/Д., 1982.

L. V. Lifenko

Means of expressing negation in one-member sentences

15. С. В. Смоличева С. 71-74.

Жанровое своеобразие "Русалки" В.В. Набокова

Статья посвящена исследованию проблемы жанра последнего драматического произведения В.В. Набокова – «Русалка» На материале обнаруженных интертекстуальных связей с произведениями А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова определяется характер осмысления литературной традиции, доказывается предположение о принципиальной неполноте художественной формы «Русалки», что позволяет позиционировать её как фрагмент. Делается вывод о своеобразии литературного самосознания автора и о генезисе его постмодернизма.

Ключевые слова: жанр, художественная форма, фрагмент, постмодернизм.

Литература

1. Ларионова М.Ч. Фольклорно-мифологические мотивы и образы в драме А.С. Пушкина «Русалка» / Проблемы изучения русской и зарубежной литературы: Сб. науч. статей преподавателей кафедры литературы ТГПИ. – Таганрог, 1999.

2. Набоков В.В. Собр. Соч.: В 4 т. Т. 3. – М., 1990.

3. Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы: Биография / Пер. с англ. – М.; СПб., 2001.

4. Набоков В.В. Стихотворения и поэмы. – М., 1991.

5. Лермонтов М.Ю. Собр. Соч.: В 4 т. Т. 1. – М., 1964.

6. Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск, 2001.

7. Ильин И.П. Пастиш // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Ин-т научн. информации по общественным наукам РАН. – М., 2001.

8. Набоков В. Американский период. Собр. соч.: В 5 т. Т. 3. – СПб., 1997.

9. Дарвин М.Н. Фрагмент // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. Пособие / Л.В. Черенец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред. Л.В. Черенец. – М., 1999.

10. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин // Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. – Л., 1978.

S. V. Smolitcheva

Genre Originality of V.V. Nabokov’s “Water nymph”

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

1. В. М. Шлыков С. 80-87.

Проблема исторических законов

В статье анализируются аргументы сторонников и противников исторических законов. Автор приходит к выводу, что формулировка особых законов истории не является предметом исторической науки.

Ключевые слова: исторический закон, позитивизм, марксизм, субъективизм, объективизм, генерализация, историография.

Литература

1. Рассел Б. История западной философии. – М., 1959.

2. Гобозов И.А. Социальная философия: учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2007.

3. Декарт Р. Соч.: В 2 т. – М., 1989. Т. 1.

4. Берлин И. Подлинная цель познания. Избранные эссе. – М.: Канон+, 2002.

5. Франк С.Л. Духовные основы общества // Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. – М., 2001.

6. Конт О. Курс положительной философии // Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. – М., 2001.

7. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 1.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 33.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1.

11. Ильин В.В. Философия науки. – М., 2003.

12. Виндельбанд В. Прелюдии. – СПб., 1904.

13. Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997.

14. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М, 1998.

15. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М., 2000.

16. Степин B.C. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты // Вопросы философии. 2004. № 3.

17. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. – М.: Феникс,
Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

18. Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1993.

19. Ирибаджаков Н. Клио перед судом буржуазной философии. – М., 1972.

20. Ивин А.А. Основы социальной философии. – М.: Высш. шк., 2005.

21. Кареев Н. Теория исторического знания. – СПб., 1913.

22. Виппер Р. Очерки теории исторического познания. – М., 1911.

23. Сыров В.Н. Введение в философию истории: Своеобразие исторической мысли. – М.: Водолей Publishers. 2006.

V. M. Shlykov

The problem of historical laws

2. М. М. Решетников С. 88-94.

Несовременная философия психотерапии

В статье высказывается идея о несводимости всей духовной жизни к психическим процессам. В этой связи автор приводит мнения выдающихся философов и врачей прошлого.

Ключевые слова: философия, психотерапия, духовная жизнь.

M. M. Reshetnikov

The obsolete philosophy of psychotherapy

3. А. Н. Кочергин С. 95-110.

Глобализация и методология анализа социальных проблем

В статье делается попытка выработать новую методологию анализа современных социальных явлений, учитывающую контекст глобализационных тенденций применительно к нашей стране.

Ключевые слова: глобализация, методология, социальные процессы, модернизация, информационное общество.

Литература

1. Де Грааф Дж., Ванн Д., Нейлор Т. Потреблятство: болезнь, угрожающая обществу. – М., 2003.

2. Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1988. С. 111.

3. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрешнего дня. – М., 1992.

4. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. и др. Путь России к информационному обществу: предпосылки, индкаторы, проблемы, особенности. – М., 1997.

5. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. № 3.

A. N. Kochergin

Globalization and methodology of social problems’ analysis

4. Л. З. Немировская С. 111-133

Проблемы иудаики в диалогах Галеви

В статье исследуется средневековая еврейская философия на основе произведений Иехуда Галеви (XI-XII вв.). Рассматривается, например, проблема отличия Бога Библии и Бога философов, а также другие проблемы философии и теологии.

Ключевые слова: философия, теология, Бог философов, Бог Библии.

Литература

1. Галеви Й. Кузари / Пер. с ивр. – Иерусалим, 1998.

2. Кант И. Соч.: В 6 т. Т. IV. Ч. 1. – М., 1963–1966. С. 260–270, 329, 347.

L. Z. Nemirovskaya

Problems of Hebrew studies in Halevy's dialogues

5. Н. В. Савина С. 134-137.

Дифференциация коммуникационных моделей для формирования бренда

Анализ дифференциации коммуникационных моделей с точки зрения их эффективности и результативности для формирования бренда представляет собой важный компонент социологического анализа системы социального взаимодействия. Обзор теоретических оснований различных моделей коммуникации результируется выявлением основных направлений поиска эффективной коммуникационной системы бренда.

Ключевые слова: коммуникация, бренд, модель.

Литература

1. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации – М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер». 2001. С. 14.

2. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. – М., 1973. С. 18, 19.

3. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985. С. 325. Цит. по Почепцов Г.Г. Теория коммуникации – М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер». 2001. С. 212.

N. V. Savina

Differentiation of communication models for shaping a brand

6. Т. И. Коваль С. 138-142.

Современное информационно-техногенное пространство и мировоззренческие проблемы

В статье рассматриваются противоречия между современными реалиями технического бытия человека и его мировоззренческими ориентирами.

Ключевые слова: техника, информация, информационное общество, технология.

Литература

1. Аргументы и факты. 2008. № 1, 2.

2. Франк С. Крушение миров. Мир философии. – М., 1991. Т. 2.

3. Ясперс К. Духовная ситуация времени. Мир философии. – М., 1991. Т. 2. С. 551–552.

4. Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. – Ростоа н/Д., 2002.

5. Информационное общество. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

6. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. – М., 1999.

7. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (Биоэтика). – М., 2004.

T. I. Koval

Modern information - technogenic space and vision problems

7. Н. А. Збруева С. 143-151.

Культурологический аспект осмысления информационной безопасности личности

В статье представлен междисциплинарный подход (с акцентацией культурологического характера) к проблеме информационной безопасности личности в контексте стратегий международного сообщества.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационное пространство, культурология, информация.

Литература

1. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М., 2001. С. 100.

2. Цит. по кн.: Крысько В.Г. Секреты психологической войны. – Минск, 1999.

3. Збруева Н.А. Постмодернистский «текст» как продолжение идей Ф. де Соссюра // Вестник Российского нового университета. 2004. Вып. 5.

4. Шаповалов В.И. Энтропийный мир. – Волгоград, 1995.

5. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология и практика исследований. – М., 2000.

6. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1999.

7. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. – М., 2001. С. 44.

8. Бритков В.Б., Дубовский С.В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // Общественные науки и современность. 2000. № 1.

9. Якобсон Р.О. Избранные труды. Язык в отношении к другим системам комуникации. – М., 1985. С. 320.

10. Тоффлер А. Столкновение с будущим // Иностранная литература. 1972. № 3.

11. Вус М.М. Информационная безопасность России. Федеральный компонент в ГОС ВПО // Проблемы информационной безопасности. 2000. № 3.

12. Неклесса А.И. Люди воздуха или кто строит мир? – М., 2005.

13. Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира / Под ред. А.И. Неклесса, Э.В. Сайко, И.Г. Яковенко. – М., 2002.

N. A. Zbrueva

Culturological aspect of personal safety information perception

8. В. Л. Прохоров С. 152-156.

Легендарный парад (к 65-летию Великой Победы)

В статье рассказывается о легендарном параде советских войск 7 ноября 1941 г., дается оценка его военно-политического значения.

Ключевые слова: парад, советские войска, немецкие войска, командование.

V. L. Prokhorov

The legendary parade

9. А. Н. Кочергин С. 157-159.

Глобализация, экология, гуманизм

В статье рассматривается взаимоотношение глобализационных процессов; показывается, как глобализация изменяет представление о гуманизме.

Ключевые слова: глобализация, гуманизм, человечество, техносфера, экология.

A. N. Kochergin

Globalization, ecology, humanism

10. С. П. Цесарская С. 160-167.

Современная Россия – в поисках «новой» тотальности

Автор статьи недоволен состоянием философского образования в современной России, преобладанием здесь позитивизма и постмодернизма, т. е. таких философских направлений, как философия жизни, психоанализ и экзистенциализм (что имеет, однако, свое обоснование). Поскольку мировая тенденция идет дальше, предлагается обращение к философской категории тотальности. Предлагается парадигма тотальности, соотношение философии и науки, философии и культуры, нравственные и социально-политические проблемы, их прогнозы. Согласно автору, актуальной становится философская тема «проекта модерна».

Ключевые слова: тотальность, экзистенциализм, постмодернизм, позитивизм, образование.

Литература

1. Метлов В.И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки. – М.: Высш. шк., 1987.

2. Сёрль Д. Рациональность и реализм: что поставлено на карту // Путь. 1994. № 6. С. 192–218.

3. Page C. Education for change. – Preston, Lancashire, 1993.

4. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 134–148.

5. Ласло Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь. 1995. № 7. С. 3–129.

6. Кнабе Г.С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя «Брюхо архитектора» // Вопросы философии. 1997. № 5. С. 80–95.

7. Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. № 10. С. 29–44.

8. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Постсоветский марксизм в России: ответы на вызовы XXI века (тезисы на формирования научной школы). – М.: Ленанд, 2005.

9. Habermas J. A philosophico-political profile // New Left review. – London. No 151. May/June 1985.

10. Цесарская С.П. Философия постмодернизма в глобальном контексте // Вестник Рос. нового ун-та. 2007. Вып. 1. С. 53–59.

11. Медоуз Д. Пределы роста: 30 лет спустя / Пер. с англ. / Д. Медоуз, Й. Рандерс. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2007.

12. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

13. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Вестник РФО. 2005. № 2. С. 34, 47, 48.

14. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. – СПб.: Евразия, 2002. – 432 с.

15. Цесарская С.П. Принцип констелляции в психологии А. Маслоу // Доля философии в сучасному свити (до Всесвитнього дня философии ЮНЕСКО): Тр. Мижнар. наук. симп. – Киев: Видавничо-полигр. центр «Киев. ун-т», 2007. С. 108–109.

16. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна // Вопр. философии. 2007. № 8. С. 34–46.

17. Цесарская С.П. Обобщенные концепции и феномен их соизмеримости // Социальные проблемы общества: Сб. науч. тр., посвящ. 10-летию образования кафедры социологии РХТУ им. Д.И. Менделеева. – М.: Экслибрис-Пресс, 2005. С. 51–65.

18. Кизима В.В. Тоталлогия (философия обновления). – Киев: Парапан, 2005. С. 10.

19. Зернов В.А. Качество отечественного образования как условие инновационного развития и конкурентоспособности // Цивилизация знаний: российские реалии: Тр. 8 Всерос. науч. конф. – М.: РосНОУ, 2007. Ч. 1. С. 5.

S. P. Tsesarskaya

Contemporary Russia today – in the search of “new” totality

11. Л. Э. Морозова С. 168-173.

Методологии оценивания государственных программ

В статье проведён обзор методов оценивания государственных программ и отраслевых политик. Отмечены их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: программа, методы, методика, методология.

Литература

1. The Green Book: Appraisal and evaluation in central government. – L.: TSO, 2004.

2. Boardman A.E., Greenberg D.H., Vining A.R., Weimer D.L. Cost-Benefit Analysis: Concepts and practice. 3rd Ed. Prentice Hall, 2006.

3. Aravossis K., Koutsiana E. Program evaluation methodologies. A comparative assessment // Social Science Tribune, Special Issue «Economy and Society», Papazisis Edition, Vol. 10. No. 37. P. 97–115.

L. E. Morozova

Methodologies of the state programs’ evaluation

12. С. К. Абачиев С. 174-178.

Мать всех наук и современная высшая школа

Рассматривается проблема возвращения учебному курсу логики былой базисной роли, которую он веками играл в классическом образовании.

В современных условиях эту роль должен играть учебный курс традиционной формальной логики с элементами эволюционной теории познания. Учебный курс «Концепции современного естествознания» должен систематически опираться на его результаты. Эти две дисциплины способны дать общеметодологический и научно-мировоззренческий базис, на котором может осуществляться по-настоящему современная и эффективная подача студентам учебного курса философии.

Ключевые слова: логика, учебный курс, эволюционная гносеология.

Литература

1. Сорина Г.В., Меськов В.С. Логика в системе культуры // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 37–49.

2. Непейвода Н.Н. Вызовы логики и математики ХХ в. и «ответ» на них цивилизации // Вопросы философии. 2005. № 8. С. 118–128.

3. Смирнова Е.Д. Логика и философия // Вопросы философии. 2000. № 12.

4. Смирнов Б.А. К. Поппер прав: диалектическая логика невозможна // Вопросы философии. 1996. № 1.

5. Швырёв В.С. Как нам относиться к диалектике? // Вопросы философии. 1995. № 1.

6. Абачиев С.К. Подлинная наука и спекулятивная псевдонаука. // В защиту науки: Бюллетень Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. 2008. № 3. С. 56–76.

7. Асмус В.Ф. Логика. (Серия «Из истории логики ХХ века.) – М.: URSS, 2001. – 484 с., илл.

8. Абачиев С.К., Делия В.П. Теория и практика аргументации. – М.:

Едиториал УРСС, 2004. – 347 с., илл.

9. Абачиев С.К. Эволюционная теория познания. Опыт систематического построения. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 541 с., илл.

10. Абачиев С.К. Традиционная логика в современном освещении. Формальная логика как опытная наука: Учебный курс. – М.: КомКнига, 2006. – 269 с., илл.

11. Абачиев С.К. К проблеме фундаментализации и гуманитаризации высшего образования // Университетская книга. 2001. № 1.

12. Абачиев С.К. Когда и как приобщать российское студенчество к философии? // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 38–48.

13. Абачиев С.К. Современное введение в философию. Методы философии, её предметы и реальные возможности: Курс лекций. – М.: КомКнига, 2006. – 538 с.

S. K. Abachiev

Mother of all sciences and the modern higher school

13. Д. Т. Авдои С. 179-186.

Россия и НАТО: Завершение «холодной войны» и становление новой системы международных отношений в 19 90-е годы

После распада СССР перед НАТО возникли проблемы внешней адаптации к новым международным условиям и внутренней структурной перестройки. Важнейшим фактором пересмотра стратегических приоритетов НАТО становится изменение характера основных угроз международной безопасности.

Ключевые слова: холодная война, СССР, НАТО, Варшавский договор, Североатлантический договор, Россия.

Литература

1. Арбатов А.Г. Становление внешней политики России и некоторые аспекты ее новой военной доктрины // Полис. 1994. № 4; Арбатов А. Россия: национальная безопасность в 90-е годы.// Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 8–9; Давыдов В.Ф. Россия и США: проблемы взаимодействия и укрепления режима нераспространения ядерного оружия. – М., 1997.

2. США – экономика, политика, идеология. 1994. № 6; 1996. № 6.

3. Выдержки из выступления министра обороны США У. Коэна в Никсоновском центре // Российская газета. 1998. 26 дек.

4. Тэлбот С. Для чего нужно расширяться НАТО // США – экономика, политика, идеология. 1995. № 4.

5. Холбрук Р. Америка – европейская держава // США – экономика, политика, идеология. 1995. № 4.

6. Паклин Н. Россия – НАТО: баланс интересов (Президент РФ подпишет на берегах Сены Основополагающий Акт о взаимоотношениях России и НАТО) // Российская газета. 1997. 27 мая.

7. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией // Российская газета. 1997. 28 мая. Раздел I. «Принципы».

8. Нью-Йорк таймс. 1999. 8 июня.

T. J. Avdoi

Russia and NATO: Ending of "cold war" and formation of a new system of the international relations in 1990th years.

14. Л. С. Артамонова С. 187-189.

Формирование благоприятных условий доступности высшего образования в России на современном этапе

Высшее образование улучшает качество жизни, повышает уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивая объем и качество человеческого потенциала. Поэтому необходимы инвестиции в высшее образование и со стороны государства, и со стороны отдельных граждан.

Доступность высшего образования – это совокупность условий обеспечения равных возможностей для получения высшего образования индивидами, независимо от их экономического положения, которая реализуется через снижение институциональных и финансовых барьеров, препятствующих поступлению в высшие учебные заведения. Доступность характеризует социально–экономический аспект равенства.

Ключевые слова: высшее образование, доступность, реформы, Болонский процесс.

L. S. Artamonova

Establishing proper conditions for access to higher education in Russia at the current stage

15. М. П. Духвалова С. 190-193.

Мировоззренческая безопасность как фактор устойчивого развития

В современную эпоху глобализации и становления открытых инновационных обществ резко возросла роль мировоззренческой безопасности как одного из важнейших факторов устойчивого развития цивилизации.

Термин «мировоззренческая безопасность» в 1990-х годах был введен Ю.И. Боканем.

Глобальная мировая угроза, спо­собная остановить развитие чело­вечества, неустойчивость человека.

Мы должны обратиться к разуму человека, к его мировоззрению.

Задача общества – формировать у личности позитивное мировоззрение, т. е. устойчивое в своих гуманистических началах, признающее человека высшей ценностью, что является движущей силой процесса устойчивого развития цивилизации.

Ключевые слова: мировоззренческая безопасность, мировоззрение, безопасность, гражданская культура, цивилизация.

Литература

1. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие. Электронный ресурс: http://www.globalistika.ru/statja1.htm).

2. Бокань Ю. Россия – утро нового мира: к идеалам гуманитарной цивилизации или гуманитарная революция. – М.: Изд. витасофского фонда «Мир для человека» (Фонд д-ра Боканя), 1997. С 71, 72.

3. Кузнецов В.Н. Культура безопасности: социологическое исследование. (Серия «За Нашу и Вашу безопасность». Приложение к журналу «Безопасность Евразии»). – М.: Наука, 2001. С. 10.

4. Гражданский культурный манифест «Ответ на потребность эпохи». 2006. Электронный ресурс: www.gkfond.ru.

M. Р. Doukhvalova

Worldview safety as the factor of sustainable development

16. Т. Х. Пугоева С. 194-199.

Толерантный аспект развития современного российского общества в свете устойчивого и безопасного развития

Опыт России и всего мирового сообщества свидетельствует о том, что толерантность выступает в качестве неотъемлемого компонента современного общества и мира в целом. В рамках ООН политические лидеры, общественные культурные деятели, ведущие ученые всего мира пришли к согласию относительно будущего мира и его основных ценностей. Шесть общечеловеческих ценностей: свобода, равенство людей и наций, солидарность, толерантность, устойчивое развитие, разделенная ответственность – были названы основой.

Ключевые слова: толерантность, устойчивое развитие, мировоззрение.

Литература

1. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. и сост. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М.; СПб.; Нью-Йорк, 2006.

2. Наше общее будущее / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

3. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. – Женева, 1993. С. 49.

4. Жолдасбеков М.Ж., Шалахметов Г.М., Аубакир Д.А. Устойчивое развитие: наука и практика. 2002. № 1.

5. Российская газета. 1996. 9 апр.

6. Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. – М., 2002. С. 465.

7. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации // Безопасность Евразии. 2001. № 4. С. 628.

Доклад Генерального директора ЮНЕСКО Ф. Майора о воспитательной деятельности в рамках проекта «На пути к культуре мира» на 52-й сессии Ген. Ассамблеи ООН. Нью-Йорк, 1997.

8. Среднесрочная городская целевая программа «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002–2004 годы) / Разработчик программы – Московский центр глобальных мирокультурных стратегий (под рук-вом доктора филологических наук. Ю.И. Боканя).

9. Бокань Ю.И. За толерантную столицу. – М., 2003.

10. «В современном мире толерантность существенна более чем когда бы то ни было прежде» («Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО 1995 г.»).

11. Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М., 2001. Т. 4. С. 75–76.

12. Баранов С.Т. Проблема толерантности в России // Сб. науч. Тр. СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». № 3.

13. Гулиев М.А. Политическая толерантность и безопасность в урегулировании этнического конфликта модернизируемого общества: Автореф. дис. … д-ра полит. наук. – М., 2006.

14. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантности к согласию. – М., 1997. С. 52,53; Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. – М. 2003

15. Солдатова, Шайгерова, Шарова. Жить в мире с собой и другими. – М., Генезис, 2001.

16. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 2000. С. 190–192.

17. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. – М., 2002.

18. Акаев А. Идеи устойчивого развития // Центральная Азия и культура мира. 1997. №2, 3.

T .H. Pugoeva

Tolerant aspect of development of the modern Russian society in a view of Sustainable and safe development

17. О. В. Солнышкина С. 200-202.

Формирование личностной направленности на выбор специализации студентами

В статье доступно излагаются основные проблемы, которые предстоит решить студентам при профессиональном самоопределении в условиях перехода российской экономики к новым методам хозяйствования. Определена важность роли воспитательного процесса в вузе для развития профессионального самосознания будущих дипломированных специалистов. Статья предназначена для студентов и преподавателей вузов.

Ключевые вопросы: студент, профессиональное самосознание, мотивация, профессия.

Литература

1. Ширяев В.П. Педагогические проблемы в образовании. Формирование компетенций в области подготовки специалиста //Вторая межвузовская научно-техническая конференция преподавателей, студентов, аспирантов: Сб. науч. докл. и тез. – М.: ИГУПИТ-РосНоу, 2007. С. 120.

2. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. Практико-ориентированная монография // Под ред. Э.Ф. Зеера. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. С. 12.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д, 1996. С. 40.

O. V. Solnychkina

Formation purposefulness person for student`s specialization choice

18. В. Л. Прохоров С. 203-208.

Историография, источниковедение истории Отечества: инновации методологии и методики

Актуальность современных методологических и методических подходов исторического знания рассматривается на основе анализа книги профессоров В.Ф. Марухина, А.В. Чунакова «Источниковедение и историография отечественной истории» (24,3 п. л.).

Ключевые слова: учебник, источниковедение, историография, историческое знание.

V. L. Prokhorov

Historiography and source study of the fatherland’s history: the innovation of methodology and methods

19. В. Э. Абдуллаев С. 209-213.

Интеллигенция и общество

В статье рассматривается формирования интеллигенции и ее роль в обществе. Кроме того, дается определение понятию интеллигенции, рассматривается типы ее формирования и ее общественная роль в современном мире. В этом аспекте изучена взаимосвязь между социальными процессами в обществе и роли интеллигенции в этих процессах.

Ключевые слова: интеллигенция, общество.

Литература

1. Гасанов Р.М. Формирование гражданского общества в условиях трансформации. – Баку: Мир книги, 2003.

2. Грамши А. Тюремные тетради. – М.: Политиздат, 1959. – 565 с.

3. Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу. Политические исследования. 1993. № 5. С. 31–35.

4. Жак Ле Гофф. Интеллектуалы в Средние века. Пер. с французского А. М. Руткевича. 2-е изд. – СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003. – 160 с.

5. Рзаев М.Г. Современная личность. Свобода и ответственность. – Баку, 2005 – 93 с.

6. Сеидов М. Рзаев М. Гений, определивший свое время. – Баку: Международный научный центр «Вектор», 2008. – 287 с.

V. E. Abdullaev

Intellectuals and society

20. И. Н. Смирнов С. 214-222.

Забытое сословие (экскурс в историю Области войска Донского на рубеже XIX – XX вв.)

В статье И.Н. Смирнов рассматривает характер воздействия процесса урбанизации на мещанское сословие. Автор исследует особенности размещения мещан в городах и сельской местности Области войска Донского на рубеже XIX–XX веков.

Ключевые слова: историография, сословие, мещане, урбанизация.

Литература

1. Новиков А.И. Мещанство и мещане: Против мелкобуржуазной философии жизни. – Л., 1983. С. 7; Вахрушев В. Мещанин во дворянстве и в литературе // Дон. 1998. № 8. С. 235.

2. Брянцев М.В. «Мещанский» тип личности в контексте русской культуры нового времени // http: // liber. rsuh.ru /Conf /Russia5 /briancev.htm.

3. Гревс И.М. Человек с открытым сердцем; автобиография и эпистолярное наследие И.М. Гревса. – СПб., 2004. С.129.

I. N. Smirnov

The forgotten estate (the excursus in the history of Don's region at frontier XIX-XX centuries)

АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРАВА

1. С. К. Батюк С. 227-230.

Таможня: охота за «признаками»

Статья посвящена проблемам правового регулирования вопросов определения и контроля таможенной стоимости. Автор затрагивает актуальные аспекты судебной практики, правоприменительной деятельности таможенных органов.

Ключевые слова: таможенная стоимость, товар, судебная практика.

Литература

1. СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066; Парламентская газета. 2003. № 99, 100. Российская газета. 2003. 6 марта.

2. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь: Ок. 35000 слов. 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1997.

3. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2007 г. по делу № А12-2440/07.

4. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2007 г. № Ф08-7330/07-2737а по делу №А32-20690/2006-60/462; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 октября 2007 г. № Ф08-6705/07-2490а по делу № А53-13321/2006-С5-5; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 августа 2007 г. по делу № Ф08-5073/2007-1937а.

5. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. № 1817/08; Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. № 1586/08.

S. K Batyuk

Customs: hunt for the “attributes”

2. В. Б. Боровиков С. 231-235.

Ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

В статье рассматриваются вопросы ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Раскрываются признаки потерпевшего, способы вовлечения, момент окончания этого преступления. Высказываются предложения по совершенствованию применения ст. 150 УК РФ.

Ключевые слова: преступление, несовершеннолетний, наказание.

Литература

1. Поликашина О.В. Особенности возбуждения уголовных дел по фактам вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Россия: перспективы прорыва в цивилизацию знаний. Юридические науки и современное общество. – М., 2004. С. 147, 148.

2. Дело Д. // БВС РФ. 1986. № 10. С. 3.

3. Дело О. // БВС РФ. 1997. № 4. С. 3; дело П. // БВС РФ. 2001. № 5. С. 16, 17; дело С. // БВС РФ. 2004. № 7. С. 12, 13; дело Г. и С. // БВС РСФСР. 1976. № 1. С. 4, 5.

4. Дело М. // БВС РФ. 2001. № 7. С. 24.

5. Сперанский К.К. Уголовно-правовая борьба с преступлениями несовершеннолетних и против несовершеннолетних. – Ростов н/Д., 1991. С. 89.

6. Дело О. // БВС РФ. 2005. № 6. С. 28.

7. БВС РФ. 1995. № 8. С. 15.

8. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних. – СПб., 2002.

9. Пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

10. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Чучаева. – М. 2004. С. 343 (автор – А.И.Чучаев).

V. B. Borovikov

Responsibility for the involvement of minor into commission of crime

3. Р. С. Джинджолия С. 236-244.

Оценочные понятия в уголовном праве и их значение в обеспечении справедливости наказания

В статье исследуются проблемы теории и практики назначения уголовного наказания. Вопросы обеспечения справедливости уголовного наказания рассматриваются сквозь призму оценочных понятий, используемых уголовным законодательством.

Ключевые слова: наказание, уголовное законодательство, право, приговор, преступление.

Литература

1. Пешков М.А. Функции суда, прокуратуры и полиции при производстве арестов и обысков в уголовном процессе США // Государство и право. 1998. № 5. С. 93–123.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федераций / Отв. ред. А.В. Наумов. – М., 2006.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федераций / Отв. ред. А.И. Бойко. – Ростов н/Д., 1996.

4. Беляев В.Г. Назначение наказания // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федераций / Отв. ред. А.И. Бойко. – Ростов н/Д., 1996.

R. S. Dgindgolia

Estimated concepts in criminal law and their value in the guarantee of validity of the punishment

4. Т. Э. Зульфугарзаде С. 245-253

Особенности международно-правового регулирования в сфере нанотехнологий

В работе представлены современное состояние, выводы и перспективы развития основополагающих международно-правовых норм, регламентирующих исследования и производственные процессы в сфере нанотехнологий.

Ключевые слова: нанотехнология, патентоведение, Европейский парламент, нанобизнес.

Литература

1. Дрекслер Э. Машины создания. Грядущая эра нанотехнологии / Пер. с англ. М. Свердлова. – М., Энкор Букс, 2007.

2. Нанотехнологии – что нового в Старом и в Новом Свете // Xxp-design.ru. 2003. 24 марта.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апр.

4. Ауд М. Часть 7. Нанотехнологии: потребность и рост нового законодательства и регулирования, вызванные появлением нанотехнологий // 4-й отчёт Нанофорума «Выгоды, риски, этические, юридические и социальные аспекты». 2-е издание. 2005. октябрь / Пер. с англ. PhD. Э. Дейена. 2007, август (Mireille Oud. Part 7: the need for and rise of new legislation and regulation caused by the emergence of Nanotechnology // 4th Nanoforum Report «Benefits, risks, ethical, legal and social aspects of Nanotechnology». 2nd Edition. October 2005).

5. Рожков С.В., Зульфугарзаде Т.Э. Анализ документа Всемирной организации здравоохранения «Medical device regulations. Global overview and guiding principles» («Регулирование оборота медицинских изделий: глобальный обзор и руководящие принципы») // АНО НЦ МПИ. 2007. 15–28 июня; Зульфугарзаде Т.Э. Общие принципы международно-правового регулирования оборота медицинских изделий // Право: теория и практика. 2007. № 8.

6. Cordis News. 2003. 12 June.

7. Highlight, press releases of EPP-ED. 2004. 1–5 March.

8. COM 2000. Commission of the European Communities (2000): Communication from the Commission in the precautionary principle. Com (2000)1. Brussels.

9. Introduction. The nano revolution

(http://europa.eu.int/comm/research/fp6/p3/index_en.html).

10. Introduction. The nano revolution

(ftp://ftp.cordis.lu/pub/fp6/docs/wp/sp1/c_wp_200207_en.pdf).

11. COM(2004) 338. «Towards a European strategy for nanotechnology». Communication of the European Commission. 2004. 12 May.

12. European Commission, R. Tomellini and C. de Villepin (Eds.). Proceedings of the workshop: Research needs for nanoparticles. Brussels. 2005. 25–26 January.

13. European Environment Agency 2004 Annual Management Plan. Final draft. 2003. 18 November.

14. Черняева Д.В. Новая концепция охраны труда // Трудовое право. 2006. № 11.

15. http://www.europa.eu.int/rapid/

16. COM(2001)88. «White Paper on the Strategy for a future Chemicals Policy». Publication of the European Commission. 2001. 24 Feb.

17. Geert Dancet in a personal letter of 26 March 2004.

18. STOA. «Development in chemistry – new technologies (nanotechnology). Scientific and Technological Options Assessment of the European Parliament Directorate General for Research-Directorate A». Briefing note 503-EN/2001, 2001. July.

19. ENA. «The 2004 European NanoBusiness Survey: Use it or Lose it». European NanoBusiness Association. 2004.

20. Medical Technology Focus, newsletter of Eucomed, issue 14, July/August 2002.

21. Eucomed press release 2003 PR 40/03.

22. Scientist Live. 2003.

23. Letter from the Minister of Economic Affairs to the chairman of the Lower Chamber. 2002. 18 December.

T. E. Zulfugarzade

The peculiarities of international legal regulation in the sphere of nanotechnologies

5. Д. А. Макаров С. 254-257.

Проблемы выявления нарушений авторских и смежных прав при использовании файлообменных сетей

Статья посвящена авторскому праву и трудностям, с которыми оно столкнулось с появлением файлообменных (пиринговых) Интернет-сетей. Пиринговая технология стала существенной проблемой для медиа-индустрии, в отличие от предыдущих нелегальных методов копирования информации.

Ключевые слова: авторское право, Интернет, правонарушение, пользователь, файлообменная сеть, законодательство.

Литература

1. Жигало Е. Файлообменные сети на вершине пиратского айсберга // MOBI. 2007. №8. http://mobimag.ru/Articles/2450/Failoobmennye_seti_na_vershine_piratskogo_aisberga.htm.

D. А. Makarov

The problems of copyrights and neighbouring rights violations detection with the use of file-sharing networks

6. С. И. Помазкова С. 258-263.

Экономико-правовые основы управления жилищной сферой

В данной статье автор показывает влияние экономических условий в России на формы управления жилищным фондом, начиная с 1920-х годов до настоящего времени.

Ключевые слова: жилищный фонд, жилищно-коммунальное хозяйство, кооператив, законодательство.

Литература

1. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. 2-е изд. М.: Норма, 2002. С. 62.

2. Васильева Н.В. Зарубежный опыт государственного регулирования жилищной сферы: экономико-правовые аспекты // Законодательство и экономика. 2002. № 7. С. 23.

3. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002–2010 годы» // СЗ РФ. 2001. № 39. Ст. 3770.

4. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2131.

5. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 184.

6. Потяркин Д. Товарищества собственников жилья // Российская юстиция. 1999. № 6. С. 15.

7. Крашенинников П.В. Жилищное право. – М.: Статут, 2000. С. 119.

8. СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963.

9. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 41.

10. Егоров В. Место и роль кооперации в цивилизационном пространстве. // Вопросы экономики. 2005. № 4. С. 92, 93.

S. I. Pomazkova

Economic and Law bases of housing resources’ management

7. Ю. В. Ткаченко С. 264-271.

Основы гражданско-правового обеспечения процедур заключения и исполнения контрактов строительного подряда для государственных и муниципальных нужд

В работе анализируются базовые проблемные вопросы, возникающие в сфере гражданско-правового обеспечения процедур заключения и реализации договоров строительного подряда, а также основополагающие аспекты исполнения государственных и муниципальных контрактов строительного подряда по законодательству Российской Федерации.

Ключевые слова: строительство, строительный подряд, договор, подрядчик, заказчик, контракт.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая (ред. от 29.11.2007) // Российская газета. 1994. 8 дек. Референт. 2007. 5 дек.

2. Пункт 4 информационного письма ВАС РФ от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3.

3. Пункт 10 информационного письма ВАС РФ от 24 января 2000 г. № 51.

4. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. – М., 2001. С. 342.

5. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М., 2003. С. 383.

6. Пункт 21 информационного письма ВАС РФ от 24 января 2000 г.

7. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 24.07.2007) // Российская газета. 2005. 28 июля; 2007. 31 июля.

Y. V. Tkachenko

The bases of the civil law assuarance of conclusion and execution procedures of construction contracts for the state and municipal needs

8. Т. С. Авдои С. 272-279.

Курдский вопрос и геополитическая ситуация на Ближнем и Среднем Востоке сегодня (политико-правовая составляющая)

Несмотря на многовековое существование курдской нации и длительную борьбу курдов за создание своего независимого государства, «курдский вопрос» до сих пор остается нерешенным.

Ключевые слова: курды, независимое государство.

Литература

1. Лазарев М.С. Курдский вопрос (1891–1917). – М., 1972.

2. Пастухов Е. Курдская загадка // Журнал Казахстана Континент. Интернет-ресурс № 11 (172) 7–10 июня 2006 г. http://www.continent.kz/2006/11/8.htm

3. Турция перекрыла границу с Ираком и Ираном, чтобы уничтожить курдских сепаратистов. 2006. 25 April. http://www.dostani.com/content/view/223/2/

4. Турция подтвердила, что нарушила суверенитет Ирака. 2006. 28 April http://www.dostani.com/content/view/246/2

5. «Еще один WordPress журнал» – Novoemnenie.ru. «Курдистан и Израиль: перспективы сотрудничества. Курды как гарант стабильности в регионе? 2007. 10 янв. http://www.novoemnenie.ru/blog/?p=56

6. «Новости из Курдистана». Иран призывает Турцию и Сирию сплотиться. 2006. 08 April. http://www.dostani.com/content/view/ 201/2/

7. Жигалина О.И. Курды и напряженность на турецко-иракской границе. Институт Ближнего Востока. 2007. 23 окт. http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/22-10-07.htm.

T. S. Avdoi

Kurdish question and geopolitic situation in Near and Middle East today ( political and legal component)

Поиск
Актуально

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика